Жанр MMORPG отправился на покой, завещав нам лишь воспоминания о бессонных ночах.
Виртуальные миры MMORPG медленно угасают на наших глазах, хотя не каждая игра страдает всеми болезнями одновременно. Тем не менее, большинство представителей некогда великого жанра поражено хотя бы парой-тройкой проблем из нашего печального списка.

Ваше мнение: MMORPG мертвы или пока нет? Вы еще играете в них?
Очень (не)важный вопрос к нашим читателям!...
10 Редкие и слабые обновления
Время когда-то величественных MMORPG превратилось в бесконечное ожидание — сидишь, смотришь на календарь, а обещанное разработчиками обновление мелькает где-то на горизонте, как мираж в пустыне. Когда же долгожданный патч наконец соизволит явиться на сервера, вместо фейерверка новшеств получаешь жалкие угольки контента. Игроки с тоской теребят новые квесты, словно голодные студенты последнюю пачку лапши, пытаясь растянуть удовольствие хоть на пару недель.
На фоне своих младших гача-братьев MMORPG выглядят престарелыми черепахами, еле ползущими к финишу. Пока Genshin Impact вываливает на игроков лавину контента каждые полтора месяца — новые территории, персонажи, режимы, события и квесты, создавая ощущение постоянно дышащего мира, — MMO-гиганты будто погрузились в спячку. Их редкие обновления напоминают старика, который вместо ремонта дома просто переклеивает обои в прихожей и гордо называет это «капитальной реновацией». Удивительно ли, что геймеры массово перекочевывают туда, где их развлекают, а не заставляют платить за право томиться в ожидании?
9. Общение вымерло — все ушли в Discord
Помните те золотые времена, когда чат гильдии напоминал оживлённый базар? Бесконечные споры о тактике на боссов, советы новичкам, шутки до утра, и даже драмы, достойные мыльных опер. А торговая площадь главного города в Ragnarok Online? Настоящий карнавал торговцев, каждый зазывает, расхваливает товар, торгуется до хрипоты. Теперь же виртуальные улицы опустели, будто после атомной бомбы — аватары есть, а душа общения испарилась. Чаты молчат, редкие реплики проносятся мимо, не вызывая отклика, словно крик в вакууме.
Всё живое общение мигрировало в Discord, превратив некогда социальные MMO-миры в безмолвные декорации для фарма. Игроки собираются в голосовых каналах, обмениваются мемами в текстовых чатах, обсуждают тактики и делятся достижениями — но всё это происходит за пределами самой игры. Даже гильдейские собрания проводятся в Discord, с расписаниями рейдов в Google-календарях и таблицами лута в Excel. Виртуальный мир стал не местом встречи и общения, а просто инструментом для добычи пикселей. Социальная ткань MMORPG расползлась по швам, оставив лишь безмолвные декорации когда-то шумных городов.
8. Соло-дизайн убил командную игру
Разработчики MMORPG, отчаянно пытаясь угодить всем и каждому, методично выкорчевали из своих игр необходимость объединяться с другими игроками. Каждое новое обновление приносит очередные механики, позволяющие прокачивать персонажа в гордом одиночестве. Подземелья? Вот тебе режим для одиночек. Рейды? Держи облегчённую версию или аи-компаньонов. Крафт? Теперь можно создать всё самостоятельно, не прибегая к помощи других профессий. Разработчики словно боятся заставить игроков общаться, предлагая вместо этого одинокое путешествие по миру, который парадоксально населён тысячами других одиночек.
Самое печальное, что эта тенденция порождает замкнутый круг. Чем больше соло-игроков, тем сложнее найти группу для действительно сложного контента. А чем труднее найти группу, тем больше игроков склоняются к соло-игре. Массовая составляющая испаряется из MMORPG, оставляя лишь RPG с декоративными силуэтами других игроков на периферии зрения. В мире, где герой-одиночка может спасти вселенную, зачем вообще тратить время на поиск соратников? Командная игра стала не необходимостью, а неудобной опцией для упрямцев, цепляющихся за ностальгические воспоминания о временах, когда виртуальные миры действительно требовали сотрудничества для покорения.

Легенды не умирают. Лучшие олдовые MMORPG, которые актуальны по сей день
Сейчас выходит крайне мало MMORPG, которым удается быстро стать популярными и привлечь массу аудитории. Многие до сих пор отдают предпочтение...
7. Высокий порог вхождения и огромные временные затраты
Современные MMORPG встречают новичка не с распростёртыми объятиями, а с угрюмым перечнем из сотни разнокалиберных заданий, десятка механик и тысячи предметов, которые нужно освоить. Интерфейс пестрит кнопками и индикаторами, напоминая кокпит космического корабля, а новый игрок смотрит на это великолепие глазами оленя в свете фар. Когда же отважный герой, преодолев первоначальный шок, начинает робкие шаги в этом мире, его встречает суровая правда — до актуального контента, где веселятся ветераны, ему пилить и пилить. Месяцы прокачки, изучения механик, фарма снаряжения — и всё это лишь чтобы добраться до игрового «эндгейма», который, по сути, и является настоящей игрой.
А теперь представь человека, у которого есть пара часов свободного времени между работой, семьёй и другими обязанностями. Вместо того чтобы прыгнуть в игру и получить дозу удовольствия, ему предлагают марафон длиною в месяцы, где каждая сессия — лишь крошечный шаг к далёкой цели. Тем временем другие жанры манят быстрым погружением и мгновенной отдачей — запустил «королевскую битву», отыграл матч, получил порцию адреналина и пошёл дальше по своим делам. MMORPG же требуют самоотверженности монаха, возводящего храм камень за камнем. Неудивительно, что современные геймеры, живущие в ритме большого города, выбирают игры, уважающие их время, а не пожирающие его без остатка.
6. Сильная конкуренция со стороны других жанров
Пока MMORPG величественно и неторопливо плыли по океану игровой индустрии, словно престарелые крейсеры с прохудившимися бортами, вокруг них выросла целая армада юрких и агрессивных судёнышек других жанров. MOBA-игры затягивают игроков на короткие, но интенсивные матчи, где за 30 минут можно пережить весь спектр эмоций от отчаяния до триумфа. Battle Royale подарили миру гремучую смесь из адреналина и непредсказуемости, где каждый бой не похож на предыдущий. Выживачи предложили свободу творчества и исследования без утомительного гринда, а сессионные шутеры дали возможность прыгнуть в бой буквально с порога, не тратя драгоценные минуты на подготовку.
Гача-игры же нанесли по MMO особенно коварный удар — они взяли самые привлекательные элементы жанра (коллекционирование, прокачку, рейды) и упаковали их в формат, доступный даже на смартфоне в метро. Каждый из этих жанров словно выхватил по куску из некогда монолитного пирога MMORPG, оставив последним лишь засохшие крошки былого величия. Современный геймер, вместо того чтобы инвестировать всё свободное время в одну массивную вселенную, теперь может порхать между разными играми, получая концентрированное удовольствие без обязательств. Почему бы не сыграть час в MOBA с друзьями, затем пару раундов в Battle Royale, а перед сном закрыть пару заданий в мобильной гаче? MMORPG проигрывают эту битву за внимание, требуя слишком многого и предлагая взамен слишком мало.
5. Инвесторы не верят в жанр
За каждой успешной игрой стоят не только талантливые разработчики, но и люди с толстыми кошельками, готовые рискнуть миллионами ради потенциальной прибыли. И именно эти люди в костюмах, с таблицами Excel и прогнозами рентабельности, вынесли MMORPG суровый вердикт — слишком дорого, слишком долго, слишком рискованно. Современная ММО требует не просто денег, а астрономических вложений: годы разработки, сотни сотрудников, мощная серверная инфраструктура, постоянная поддержка и обновления. Это финансовая чёрная дыра, готовая поглотить инвестиции без гарантии возврата. В мире, где успех игры измеряется первыми выходными продаж и количеством микротранзакций в первый месяц, долгоиграющие проекты выглядят динозаврами инвестиционного мира.
Гораздо проще и безопаснее выделить бюджет на очередной королевский клон батл-рояля или мобильную гачу с миловидными персонажами. Разработка быстрее, команда меньше, риски ниже, а потенциальная прибыль — на порядок выше. Вместо одного гигантского корабля MMORPG, который может затонуть при первом столкновении с айсбергом реальности, лучше спустить на воду флотилию маленьких, но маневренных суденышек разных жанров. И пока одни будут тонуть, другие принесут достаточно золота, чтобы окупить всю флотилию. В результате крупные инвесторы обходят стороной проекты с аббревиатурой MMO в описании, и жанр медленно, но верно скатывается в нишевую категорию, лишённую финансовой подпитки, необходимой для создания по-настоящему революционных проектов. Последние бастионы держатся на ностальгии ветеранов, но без свежей крови жанру грозит участь латинского языка — красивого, величественного, но, увы, мёртвого.
4. Игроки стали менее терпеливыми — современные геймеры хотят всё и сразу
Современный геймер напоминает ребёнка в кондитерской — глаза разбегаются от обилия сладостей, хочется попробовать всё и немедленно. В мире, где Netflix автоматически запускает следующую серию через 5 секунд, а доставка еды приезжает быстрее, чем вы успеваете проголодаться, идея потратить 200 часов на прокачку персонажа кажется абсурдной. Игроки больше не готовы убивать вечера на монотонное истребление цифровых кабанчиков ради сомнительного удовольствия поднять уровень своего аватара. Они хотят нырнуть в игру и сразу получить порцию эндорфинов — красивую анимацию, впечатляющий взрыв, новое снаряжение, ощущение прогресса.
MMORPG же упрямо цепляются за философию «долгого пути» — они требуют терпения, планирования, систематических усилий. Это как предложить поколению TikTok с его 15-секундными видео посмотреть документальный сериал из 50 часовых эпизодов. Новички, заглянувшие в современную MMO, тонут в океане механик, интерфейсов и устаревшего контента, который необходимо преодолеть ради призрачной надежды на веселье «там, в конце». Но конец этот так далеко, что большинство просто машет рукой и уходит искать удовольствие в более доступных местах. В мире, где время стало самой ценной валютой, мало кто готов инвестировать его в долгосрочные цифровые активы с неясной отдачей. Игры, не уважающие время игрока, обречены на вымирание — и MMORPG пока не нашли противоядия от этой суровой истины.

Как привлечь к геймингу отца, деда, мать и бабушку? Мы нашли нужные видеоигры с кооперативом
На самом деле проблема не в бегающих по экрану дебильных фигурках, а в мотивации конкретного человека. Сломайте стереотипы, научите играть своих...
3. Контент размывается под всех и сразу
Современные MMORPG страдают тяжелой формой игровой шизофрении — они отчаянно пытаются угодить всем категориям игроков одновременно и в итоге не удовлетворяют никого. Разработчики, словно перепуганные повара на званом ужине, боятся добавить слишком много специй в своё блюдо, чтобы не отпугнуть привередливых гостей. В результате мы получаем пресную кашу универсального контента — немного PvE для любителей сражаться с монстрами, пара арен для PvP-энтузиастов, система крафта для экономических стратегов и несколько косметических коллекций для собирателей. Всего понемногу, но ничего вкусного.
Вместо того чтобы создать глубокую PvP-систему с политическими интригами между гильдиями, территориальными войнами и репутационными последствиями, игры предлагают стерильные арены без души и ставок. Вместо продуманной экономической системы с цепочками производства, рыночными колебаниями и редкими ресурсами — примитивный крафт «собери 10 палок и получи меч». Вместо эпических PvE-приключений с непредсказуемыми боссами и динамическими событиями — конвейер одинаковых подземелий с цветовой перекраской монстров. Разработчики боятся сделать ставку на что-то одно, опасаясь потерять часть аудитории, и в итоге создают игры без характера — безвкусные фастфуд-проекты, которые не оставляют ни вкуса во рту, ни впечатлений в памяти, ни желания вернуться за добавкой.
2. Клоны, клоны, везде клоны
Индустрия MMORPG превратилась в унылый конвейер копий, где каждая новая игра — это бледная тень своих предшественников с косметическими изменениями. Словно в параллельной вселенной застряли разработчики, где развитие остановилось на World of Warcraft образца 2005 года. Молодые студии безропотно копируют формулу «бегай-бей-собирай», меняя лишь обёртку: фэнтези заменяется на космос, эльфы на инопланетян, мечи на лазерные пушки, но суть остаётся прежней, как древний скелет под новыми одеждами.
Творческая трусость разработчиков достигла таких масштабов, что появление хоть сколько-нибудь оригинальной механики вызывает шок у сообщества. Инновации? Нет, не слышали. Рисковать многомиллионным бюджетом ради экспериментов? Увольте! Проще взять проверенную формулу World of Warcraft или Lineage 2 и добавить модные словечки в пресс-релиз: «динамические события», «живой мир», «уникальные классы». А на деле получаем всё те же квесты «убей 10 крыс», всё тот же гринд репутации и всё те же зоны с монстрами, расставленными по линеечке. Индустрия, когда-то подарившая нам революционные идеи и концепции, теперь штампует безликих близнецов в разных обложках, заставляя ветеранов жанра тоскливо вздыхать о временах, когда каждая новая MMORPG предлагала что-то действительно свежее и небывалое.

Самые подходящие игры для Скуфов
Рано или поздно каждый из нас превратится в скуфа, вместе с этим поменяются и предпочтения. Собрали самые подходящие игры для тех, кто уже удостоился...
1. Ботоводство и аддоны
За кулисами величественных виртуальных миров разворачивается совсем не героическая картина — армии ботов методично пашут цифровые поля, собирают руду, крафтят предметы и наводняют аукционы. Экономика многих MMORPG держится на этих неутомимых рабах алгоритмов крепче, чем хотелось бы признавать разработчикам. Представьте себе фэнтезийное королевство, где половина «крестьян» на самом деле — бездушные големы, работающие 24/7 на благо горстки «аристократов». И это уже не баг, а фича — без ботов цены взлетели бы до небес, редкие ресурсы стали бы недоступны, а гринд растянулся бы на годы. Виртуальные миры вынужденно паразитируют на той самой проблеме, с которой на словах борются.
А что говорить об аддонах? Они превратились из полезных помощников в полноценных заместителей игрока. В некоторых играх интерфейс с аддонами напоминает кокпит пассажирского лайнера — десятки индикаторов, предупреждений, подсказок. Бой превращается не в тест реакции и мастерства, а в своевременное нажатие подсвеченных кнопок по инструкции. В Final Fantasy XIV существуют комбинации аддонов, которые фактически играют за вас — ваш персонаж автоматически атакует, уклоняется от опасных зон и даже следует оптимальной ротации навыков. Осталось только добавить автоматический сбор лута и автоматическое принятие квестов, и игрок сможет спокойно пойти пить чай, пока его виртуальное альтер-эго совершает подвиги. Хотя… подождите, в FFXIV уже и это есть. Парадокс в том, что игроки сами создали эту ситуацию, стремясь оптимизировать процесс и минимизировать рутину. Но в итоге оптимизировали себя прямиком за пределы игрового процесса, оставив лишь видимость интерактивности в жанре, который когда-то славился глубиной погружения и вовлечённостью.
Жанр MMORPG не умер буквально, конечно, но пребывает в глубокой коме без признаков скорого пробуждения. Даже RTS кажутся более живыми. Чтобы вернуть былое величие, разработчикам придётся не просто лечить симптомы, а полностью переосмыслить формулу, адаптировав её к реалиям современного игрового мира. А что думаете вы о проблемах жанра?