Спин-оффы часто воспринимаются как нечто второстепенное — легкие развлечения на время ожидания «настоящего» продолжения основной серии. Например, Halo 3: ODST идеально вписывается в этот шаблон: знакомая вселенная, узнаваемые механики, но в миниатюре. Однако не все побочные проекты довольствуются ролью временного перекуса. Некоторые из них вырастают в нечто большее — в полноценные подсерии с преданной аудиторией и уникальным лицом.
Иногда спин-офф оказывается настолько удачным и жизнеспособным, что со временем обретает самостоятельную ценность. Люди перестают воспринимать его как ответвление и даже не подозревают, что когда-то это была всего лишь «побочка». Такое случалось неоднократно. Конечно, с Mario Kart подобного не произойдет — имя Марио кричит с каждой обложки. Но есть игры, настолько отличающиеся от своих корней, что легко забыть: они вообще-то родом из другой франшизы. И вот несколько таких примеров — игр, которые начали как побочный продукт, но стали чем-то гораздо большим.

DLC, которые в итоге стали полноценными играми
Далеко не всегда DLC это вырезанный контент из игры, который хотят вам продать за дополнительную плату. Бывают ситуации, когда контента действительно...
Серия Super Mario Bros. (1983 – 2023)
Сегодня Super Mario Bros. — это лицо всей индустрии, бренд, который узнает даже тот, кто держал геймпад только в рекламе. Но начиналось всё не с труб и грибов, а с обезьяны. Первая игра с Марио вообще-то называлась Donkey Kong, и сам Марио там был просто усатым пареньком по имени Джампмен, прыгающим по строительным лесам.
В 1983 году вышла Mario Bros. — спин-офф Donkey Kong, в котором Марио получил имя и начал прокладывать путь к славе. А дальше случилось необратимое: герой-водопроводчик стал иконой, а сама Donkey Kong — его прошлым, о котором знают разве что ретро-фанаты. Интересно, как изменилась роль самого Донки Конга. Если раньше он был главным антагонистом, бросающим бочки в Джампмена, то теперь у него своя серия, свои бананы и свои злодеи. В итоге оба франчайза выжили, но один из них стал глобальным флагманом, а другой — крепким, но всё же второстепенным именем. Так спин-офф не просто перерос оригинал — он переписал правила игры.

Усатые водопроводчики снова в моде. Лучшие игры с участием Марио
Выход мультфильма про Марио вновь привлек внимание к усатому водопроводчику, вспоминаем лучшие игры с участием этого легендарного персонажа....
Серия Devil Summoner (1995 – 2006)
В середине 90-х Atlus вновь вернулась к любимому делу — запуску спин-оффов во вселенной Megami Tensei. Так на свет появилась серия Devil Summoner, начавшаяся с мрачной RPG о герое, расследующем дела, связанные с демонами. Проект оказался жизнеспособным и вскоре эволюционировал в более узнаваемую форму под новым именем — Soul Hackers.
Несмотря на смену названия и немного иную атмосферу, суть осталась прежней: темное техно-фэнтези, оккультизм, цифровые демоны и детективные мотивы. В отличие от основной Megami Tensei, события Soul Hackers происходят в другом сеттинге, ближе к киберпанку, но механика не претерпела кардинальных изменений. Пошаговые бои, переговоры с демонами, сбор существ — всё это отсылает к старшим играм серии. Интересно, что при всей своей самостоятельности Soul Hackers всё равно сохраняет ДНК "МегаТена" — не только в боевой системе, но и в философском подтексте, в подаче мира, где технологии сплетаются с мистикой. Этот спин-офф оказался не просто побочным ответвлением, а альтернативным взглядом на ту же тьму.

10 лучших игр в стиле киберпанк
Подборка самых достойных проектов в стилистике киберпанк, которые когда-либо выходили....
Серия Persona (1996 – 2016)
Atlus явно испытывает слабость к спин-оффам — особенно когда речь заходит о вселенной Megami Tensei. Одним из самых удачных её ответвлений стала серия Persona, превратившаяся в культурное явление. Эти игры выделяются на фоне классических JRPG: вместо традиционного спасения мира здесь в центре сюжета — группа подростков, погруженных в потусторонние события, перемешанные с их повседневной жизнью. Школа, личные драмы, социальные связи — всё это аккуратно вплетено в мрачные, а порой и сюрреалистические декорации.
Истоки Persona можно проследить до Shin Megami Tensei If…, игры, которая впервые вывела демонов и оккультизм на школьный двор. Та игра была относительно нишевой, но задала важное направление. Persona взяла эту концепцию, добавила к ней стиль, харизматичных персонажей и совершенно особую атмосферу. Со временем серия не просто отделилась от "матери", но и затмила её. Последние части — особенно Persona 5 — получили лавинообразное признание критиков и игроков по всему миру. Сейчас уже мало кто вспоминает, что Persona вообще-то началась как побочный проект.

Лучшие jRPG игры, похожие на Final Fantasy
Несмотря на то что Final Fantasy уже много лет считается мастодонтом жанра jRPG, не у всех есть возможность опробовать игры франшизы, а кому-то она...
Серия Dynasty Warriors (1997 – 2025)
Dynasty Warriors успела стать культовой серией с конца 90-х, пережив десятки итераций, кроссоверов и клонов. И в этом хаосе клинков и бесконечного слэшера легко забыть одну вещь: начиналась она как спин-офф стратегической серии Romance of the Three Kingdoms. Да, той самой, где больше думаешь, чем дерешься, и где на экране больше цифр, чем мечей.
Самая первая часть Dynasty Warriors вообще была файтингом один на один — типичный аркадный дракон конца века. Но потом кто-то в Koei щелкнул пальцами и решил: а что если запихнуть сотни врагов на поле, дать игроку меч размером с лошадь и позволить выкашивать всё это мясо в одиночку? Так и родился фирменный стиль "один против тысячи", ставший визитной карточкой серии. Разрыв с оригинальной стратегической задумкой получился тотальным: если в Romance ты медитировал над картой и дипломатией, то в Dynasty Warriors всё решается ударом по площади. Иронично, что большинство фанатов сейчас даже не знают, откуда у Dynasty Warriors ноги растут — настолько серия ушла в отрыв и нашла собственное лицо.
Серия The Sims (2000 – 2014)
Связь между The Sims и SimCity читается даже в названиях — "симы" туда, "симы" сюда. Но благодаря безумной популярности The Sims многие до сих пор уверены, что именно она была первой. Хотя всё наоборот: прародитель — это SimCity, градостроительный симулятор 1989 года, с которого и начался путь студии Maxis.
До появления The Sims у SimCity уже были свои спин-оффы, но ни один из них не взорвал рынок так, как это сделала игра про людей в доме без дверей. Вместо того чтобы управлять мегаполисами и думать о налогах, игроку предложили следить за тем, чтобы виртуальные человечки не умерли с голода, не сгорели в душе и вовремя ходили на работу. Риск был странный, но сработал — и как. The Sims не просто переросла свою градостроительную тень, она её полностью затмила. Сейчас именно она считается флагманом всей франшизы, хотя технически — это всего лишь спин-офф. Так Maxis пересела с кресла мэра в кресло великого цифрового кукловода — и уже не вернулась.

Лучшие моды для InZoi
Благодаря сообществу и творческому подходу разработчиков моды продолжают развиваться и удивлять новыми возможностями....
Серия Rune Factory (2006 – 2025)
Первая Rune Factory начиналась как скромный спин-офф серии Story of Seasons, более известной под старым именем — Harvest Moon. В отличие от многих других ответвлений, Rune Factory не стала радикальным экспериментом и не ушла далеко от корней. Основа осталась той же: фермерство, общение с жителями деревни, медленный, почти терапевтический ритм жизни. Казалось бы, те же яйца, только с магией.
Но всё не так просто. Rune Factory привнесла в формулу элемент неожиданности — боевую систему и исследования подземелий. Вдруг у тебя в будничной рутине посева капусты появляется возможность взять меч и отправиться месить монстров в ближайшей пещере. Получилось странное, но удивительно гармоничное сочетание: сельская идиллия и фэнтезийный экшен под одной обложкой. Хотя Story of Seasons остается немного более узнаваемым именем, особенно среди поклонников классических симуляторов жизни, Rune Factory сумела выстроить собственную идентичность. Это не просто фермер с мечом — это целый жанровый гибрид, который уважают как за уют, так и за динамику. Спин-офф, который не забыл, откуда пришел, но выбрал идти дальше.
Серия Nier (2010 – 2023)
Сейчас Nier воспринимается как самостоятельная, культовая серия с философским экшеном, андроидами в готике и сюжетами, от которых хрустят извилины. Особенно после оглушительного успеха Nier: Automata, которая в 2017-м стала чем-то большим, чем просто игра — скорее эстетическим опытом. Но начиналось всё с довольно странного спин-оффа.
Первая Nier вышла в 2010 году и напрямую продолжала не основную ветку, а одну из альтернативных концовок первой Drakengard. Ту самую, где всё пошло настолько плохо, что это стало основой для новой вселенной. И вот из обломков той концовки выросла отдельная серия с собственной мифологией, тональностью и стилем. Уже тогда Nier предлагала экзистенциальную драму, слёзы и мрачный арт-дирекшн. С тех пор Drakengard фактически исчезла с радаров, в то время как Nier уверенно закрепилась в умах игроков. Сегодня большинство даже не подозревает, что у Automata был «родитель». Но так бывает: спин-офф перерастает своё прошлое и становится новым лицом целой концепции.

Силиконовые богини: 10 андроидов, готовых взломать ваше сердечко
Десять силиконовых красавиц, которые докажут, что любовь можно не только почувствовать, но и запрограммировать....
Серия Forza Horizon (2012 – 2021)

Сегодня Forza Horizon ассоциируется с яркими пейзажами, фестивалями скорости и свободой вождения, но когда-то всё было куда строже. До того как Horizon взяла в руки руль, существовала Forza Motorsport — серия, которая начиналась как серьезный симулятор вождения для тех, кто потеет над каждой кривой торможения и выбирает шины по сезону.
Horizon — это больше аркада, свобода, ветер в волосах и прыжки с утёсов. Motorsport — это аккуратность, дисциплина и миллиметры. И хотя именно Motorsport заложила фундамент франшизы, о ней вспоминают всё реже. К моменту выхода первого Horizon в 2012 году серия Motorsport насчитывала уже четыре части, но с тех пор акценты сместились: фестивальный размах Horizon затмил свою строгую предшественницу. Теперь Forza — это синоним удовольствия от вождения, а не инженерной точности. И мало кто вспоминает, что всё началось с симулятора, где за ошибку на повороте не прощали. Так спин-офф с музыкой и дрифтом стал лицом всей гоночной франшизы.
В итоге спин-оффы — это не просто побочные проекты или временные развлечения на фоне главных серий. Часто именно они становятся настоящими хитами, переворачивают представления о жанрах и задают новые тренды в игровой индустрии. Как показали приведённые примеры, многие из самых известных и любимых франшиз начинали свой путь как ответвления, которые со временем выросли в самостоятельные явления. Так что не стоит недооценивать потенциал спин-оффов — иногда именно в них кроется будущее игр, которые мы полюбим.