Анализ геймплея Friday the 13th: слабак Джейсон, море крови и настоящий кооператив

Обзоры

В октябре мы уже рассказывали про создание Friday the 13th инди-разработчиками из Gun Media. Сегодня следует упомянуть игру вновь, поскольку был опубликован 17-минутный геймплейный ролик, демонстрирующий одну игровую сессию в мультиплеере. Кровь, жестокость, семерка плачущих студентов и один огромный легендарный Джейсон Вурхиз – все в данном видео.


Перед анализом стоит заметить, что игра, несмотря на раннюю стадию беты, выглядит свежо и интересно. По ходу развития действия становится понятным асимметричный геймплей: тут разработчики не залажали и реализовали сложную концепцию игрового неравенства, что не смогла сделать Turtle Rock Studios при создании Evolve.

Но видео начинается, и перед нами предстает маленький домик, лежащий рядом с Хрустальным озером – детским лагерем, прозванный Кровавым за череду жестоких и страшных убийств, произошедших в нем. Называется домик Убежищем Хиггинс, что является отсылкой к третьему фильму из серии «Пятница, 13-е». Такая заметка ставит хронологические рамки для игрока – просвещенный понимает, что Вурхиз еще не превратился в киборга или злобного духа, как это было в последующих фильмах.

Отражающее Луну озеро и теплую ночь дополняют треск огня и восемь бездушных плоских лиц. Тут создатели не стали знакомить игрока с игровыми персонажами – детскими вожатыми, – показав их мимолетно. Зато несколько секунд уделяется громадному Джейсону: демонстрируется его легендарная хоккейная маска, тяжелый окровавленный топор и бессмысленно тупая стойка. Лежит ли в этом идея сохранения господствующей роли убийцы в игре – не понятно. Быть может, разработчики вовсе забили на всю ролевку и акцентировали внимание на маньяка в пользу медийности.

Но, так или иначе, на экране начинается веселье. В левом верхнем углу маячит таймер, отсчитывающий 20 полных минут, внизу справа красуется мини-карта, на которой отражаются все другие игроки и места локации, а также шкала выносливости ярко-красной полосой. Забегая вперед, можно заметить: персонаж полностью зависит от этой красной полосы. Если ее уровень будет низок – герой начнет очень медленно передвигаться и задыхаться, а после отхаркиваться, привлекая к себе внимание.

Самый смак заключается в длительности восстановления выносливости – в Friday the 13th на нее влияет фактор усталости (с каждой минутой игры герой слабеет), а заодно разного рода травмы и страх.


Далее комментаторами демонстрируется мини-игра, требующая от героя внимания, концентрации и быстрой реакции. Так, игрок, своевременно нажимая на кнопку, сперва чинит телефонный узел, а после заправляет бак автомобиля. Сразу проглядывается принцип: чем сложнее ситуация, сложившаяся перед персонажем, тем сложнее мини-игра – скорость кругового индикатора увеличивается с нарастанием происходящего экшена.

Следом показывается уютно обставленный маленький дом. В глаза бросаются доступные для взаимодействия элементы: шкафы, телефон, двери, окна. Где-то на локации тем временем другие игроки активируют рацию, находят автомобили и детали для них. Зритель же становится свидетелем вызова полицейских, после которого таймер принял красный цвет и новое время – 5 минут. Это, как мы видим в последствии, ускорило геймплей и побудило игроков передвигаться вглубь локации, к дорогам.

К слову, по истечению пяти минут игроков так и не спасли. Видимо, этому послужил сам Джейсон, быть может, как-то помешав полицейским добраться до пункта назначения.

Размер локации оказался внушительным, что позволило игрокам раствориться в ночи и надежно прятаться в кустах либо в домах, которых на карте отмечено не менее 19. Судя по маркерам, в список входят большой гостиный дом, множество ночлежек и церковь, одиноко стоящая на северо-западе локации.


Не уходя далеко от интерактивности в Friday the 13th, стоит рассмотреть систему баррикадирования. При просмотре видео отмечаются ставни, присутствующие у каждой двери; маленькие замочки, не позволяющие входить жертвам снаружи; разбиваемые окна. Становится понятно, что игрок просто не сможет укрепиться внутри жилища: Джейсон легко выбивает даже ставни. К счастью, его габариты не позволяют влезать в окна, чем могут пользоваться жертвы.

При разборе видео ярко выделяется оружие, используемое жертвами – тут арсенал разнообразен. Игроки свободно вооружаются топорами, ножами, петардами и даже маленькими ножницами. Эксклюзивным из предложенного пула считается дробовик, похожий на старый добрый винчестер – такая красота находится в руках у самого Томми Джарвиса, когда-то убившего Джейсона в одном из фильмов о жестоком маньяке.

Чтобы поиграть за Томми, комментаторам пришлось найти рацию и связаться с героем, а после ждать его появления в лице одного из действующих персонажей. Так, игрок, вызвавший Джарвиса, через какое-то время превратился в него, обретя при этом увеличенное количество стамины и славный дробовик.


Но любое оружие в руках беглецов, несмотря на всю свою грозность, не способно уничтожить Джейсона. Его применяют для нанесения короткого стана убийце и спасения своих соратников. На видео это выглядит так: Вурхиз несколько секунд держит жертву над землей, собираясь свернуть горло, но отважный спаситель бьет убийцу топором по спине и вынуждает поставить жертву на место.

К тому же отмечается возможность собственноручного освобождения от рук убийцы – для этого достаточно быстро нажимать кнопку. Но какой в этом толк, когда это делает Джейсона совсем бесполезным и беспомощным? В Friday the 13th от Gun Media один из самых кровожадных убийц современности превращается в жалкого, медленного и совсем слабого антагониста. Порой он неуклюже отшатывается назад от легкого женского пинка, иногда падает и медленно встает из-за своих больших размеров. Когда он попадает в капкан, он больше десяти секунд стоит и обиженно смотрит в ноги, когда его коварные жертвы разбегаются по карте.

Образ кровожадности убийцы поддерживается лишь музыкальным сопровождением во время его приближения и серыми тонами, а порой и экранным шумом. Такая деталь сильно сказывается на балансе, давая возможность жертвам узнать о приближающейся опасности заранее и спасаться.


Жертвы же стремятся к реализму: запинаются, крехтят и задыхаются, отбрасывают короткие комментарии. Они полностью оправдывают свою роль в игре одной только гримасой ужаса – такие широко раскрытые рты могут присниться в кошмарах. Жертвы могут повредить ногу об камень, вывихнув ее или отбив; они запинаются и падают в панике, громко крича и зовя на помощь. Их чистые рубашки заливаются кровью, когда у героя появляется рана.

Но реализм обрывается, когда одного из героев протыкают мачете, после чего он, благодаря спасению со стороны напарницы, убегает в лес как ни в чем не бывало.

Завершается геймплейное видео восстановлением четырехместного автомобиля, путем подетальной сборки. Сперва игроки нашли заряженный аккумулятор, после канистру с топливом. Завершили починку долгим зажиганием, после чего продемонстрировали возможность собственноручно управлять автомобилем. Когда опасность осталась позади, а перспектива спасения воссела перед выжившими, на дорогу вышел Джейсон, как бы намекая на то, что машину можно легко повредить. Особенно – при встрече с ним.


Кончается постановка словами и леденящим душу смехом матери Джейсона, Памелы Вурхиз. Ее череп лежит среди свечей и трупов в маленьком домике, глубоко в лесу – прямо как в фильме.


Friday the 13th, несмотря на раннюю стадию разработки, выглядит очень хорошо. Идейно превосходя популярный ныне Dead by Daylight, игра имеет хорошие перспективы закрепиться в жанре асимметричных многопользовательских игр. Но это только при условии исправления главной роли безжалостного убийцы Джейсона Вурхиза.

Релиз игры запланирован на начало 2017 года для всех актуальных игровых платформ.