Fallout 4, или пособие для сборки брони из кофеварки

Обзоры

Я никогда не писал крупные обзоры, а тем более на главную сайта, но наконец-то удостоился такой чести. И не просто обзор на какую-то игру, а на тот самый Fallout 4, который ждали 7 лет и который не снился в эротических снах разве только людям, которые совершенно не слышали о вселенной. Поэтому, осознавая всю ответственность, я постараюсь написать сдержанно, но в то же время конструктивно и интересно, не навязывая своего мнения. Лишь навяжу вам свои дебильные шуточки. Запрягайте, хлопцы, кони!

И да, в игре нет и не будет кооператива, просто проект достаточно значимый, вот и удостоился обзора.


Получить миллионы фанатов в игропроме достаточно тяжело. Гораздо легче получить миллионы «мёртвых президентов». Но всё же суть одна: выстреливший, будто пушка, проект, может развиваться ещё десятки лет и приносить прибыль. Вспомнить ту же серию Call Of Duty – с 2003 года она приносит деньги разработчикам, и даже несмотря на провал Dogs Ghosts, проходняковый AW и тормозящий BO3, верные фанаты всё равно верят и говорят, что «Вот в следующем году всё будет по-другому, гораздо лучше!».

Или взять в пример тех же Юбиковских ненормальных убийц-паркурщиков – годы идут, а гашишины каждый год убивают в разных частях света и в разное время килотонны тамплиерского мяса. Вот также и Bethesda, окрылённая успехом предыдущих игр этой серии и серии Самокруточек, взялась делать четвёртую часть. Но что-то у них пошло не так, и как многие (да и я в том числе) догадывались по первым скриншотам, большинство полимеров были безвозвратно проср… утеряны. Что же, давайте посмотрим на все её недостатки и достоинства поближе.

Предупрежу сразу, что вначале будут сюжетные спойлеры, поэтому следующий абзац можете пропустить.
 

Сюжет закручивается достаточно интересно, что, кстати, нехарактерно для предыдущих игр серии – главные герой показан не как курьер, выкопанный из могилы, и не как опущенный, выкинутый из своего родного дома для поисков водяного чипа. Игра переплюнула даже третий Fallout с этой самой «детской» начальной жизнью в убежище.

Нам показали жизнь перед ядерным ударом, тёплая ламповая жизнь американской семьи, которая в программе «Поле Чудес» выиграла путёвку в новенькое Убежище, построенное в ста метрах от дома. В самом начале можно выбрать, за кого играть – за мужа или жену, настроить внешность (причём Беседка наконец-таки выпустила нормальный редактор, в котором можно создать действительно красивого персонажа!) Но происходит ужасное – по Первому каналу передают, что злые враги демократии начинают бомбить американские города.

Люди паникуют, и вот, некогда счастливый отец и муж хватает в охапку свою семью и мчится к убежищу. Солдаты не пропускают почти никого, но несколько человек проходят отборочный тур, становятся на шестерню, и в этом моменте в паре километров случается ещё один бугурт, и семеро счастливчиков спускаются в недра земли-матушки, лишь волею Аллаха не попав ни под какие поражающие факторы – мирный атом не покоробил никого, яркая вспышка не обеспечила счастливчиков модным загаром, а ударная волна, видимо, только выборочно побила близстоящие берёзы. Зато песочком припорошило.

И вот, сгенерировав пару кирпичей и поседев от испуга, ребята оказываются под землёй, причём тех, кто действительно беспокоится за своих родных и близких, можно пересчитать по пальцам левой руки фрезеровщика 4-го разряда дяди Васи. Получив модные комбинезоны, счастливчикам под предлогом медобследования и дальнейшего погружения в убежище предлагают лечь в капсулы, которые покрыты инеем. Они что, в игры не играли? Вас же усыпят, а потом, как в «Чужих», на органы продадут!

Cладкий сон прерывается какими-то странными людьми, которые забирают личинуса героя, убивают его сопротивляющуюся жену (Тот мужик не мог, что ли, забрать пацана сам? Жена же была ослаблена после сна и не упала на пол только потому, что была в капсуле!) и уходят, включив сон дальше. Через некоторое время герой опять просыпается, его капсула открывается, он вываливается из неё, и вот тут-то начинается игра. И сразу начинаешь понимать, что такую историю выбрали зря. Главный герой сначала ищет сына, мечтая отомстить за смерть второй половинки, а потом вдруг начинает строить дома и выращивать картоплю. Мда.
 

Сюжетные спойлеры начала закончены.

Руки! Руки, как живые!


Надо сказать, кстати, что главный герой озвучен. Всё-таки приятно слышать голос, а не представлять его у себя в голове. Но тут же во время чуть ли не первого диалога опечалил (причём очень сильно) тот факт, что множество выборов ответа, как в предыдущих частях было напрочь уничтожено. Вместо этого четыре варианта ответа – Биоваревские колеса, в которых написан лишь краткий смысл того, что скажет герой. Но так продолжается не очень долго – в основном все диалоги будут иметь вид «Да-Нет-Сарказм-Янепонел». Хорошо, что не стали упрощать до «Да – Убить», и на том спасибо.

Но диалоги не кажутся чем-то страшным, и Фоллаут представляется почти идеальной игрой. До тех пор, пока не выйдешь в Пустошь...

Синее небо и зелёная трава ласкают глаза, теплый песок тихо шуршит под ногами, где-то даже можно услышать пение птиц. Это восхищало бы в каком-нибудь Far Cry, но не в Fallout, где должна царить атмосфера мрачного пост-апокалиптического мира. Кстати, графика и сама по себе не очень сильно впечатлила. Да, не спорю, где-то есть такие моменты, когда получаешь эстетическое удовольствие (как в прологе) но в основном игрок будет наблюдать мыльные текстуры одежды, блестящие одутловатые лица, размазанные текстуры мусора и домов, а в руках будет отражать солнечные лучи пластиковый пистолет. Но опустим графические огрехи. Мы ведь любим эту серию не за графику, верно?

Стволы краснеют от смущения, а машинки бабахают. Всё как надо.


По большей части, весь игровой процесс будет закручен вокруг крафта и пушек, потому что уже нельзя идти выполнять квесты, не экипировавшись основательно – попросту убьют. На пушки у разработчиков четвёрки какой-то фетишизм, честное слово. Можно найти среди кучи мусора какие-то палочки, трубу, шарики, склеить это всё какашками своего пса, и вот, пожалуйста, пушка готова. Если верить, она будет убивать. И она убивает. В дальнейшем на пушку можно навешивать всякие разные свистелки и перделки, постепенно превращая обычную дакку в Очень Большую Дакку, которая будет ломать лица всем. Даже когтям смерти.

Не стоит забывать и о броне. Первое, что бросается в глаза – её можно надевать по отдельности. Джва года ждал. Ту самую силовую броню, которую дают в самом начале, можно (и нужно) всячески улучшать. Теперь её придётся заправлять, обслуживать и ухаживать за ней. Вот только напрягает то, что эта вся прокачка до боли напоминает Скайримовские верстаки. И даже так же, как и в Скайриме, оружие и броня не ломаются. Но это тоже опустим.

Твоё лицо, когда 100 часов будешь копать картоплю


Но даже несмотря на то, что пушек и снаряги много, нет, даже очень-очень много, бои удовольствия не приносят. То есть нет, стрельба стала удобнее, да и враги в отличие от предыдущих частей, реагируют на попадания, но сами стычки в целом очень и очень ущербные. Куча спавнеров мобов, а сами мобы появляются в огромных количествах, причем иногда прямо из воздуха. Противники невероятно тупы, наседают количеством, и поэтому во время перестрелок царит хаос. Казалось бы, спасает режим V.A.T.S., но и его поменяли – время теперь просто замедляется, а при трате очков действия во время атак начинает заполняться критическая шкала. Как заполнится – жми «пробел», и герой покажет врагам матькину кузь кузькину мать.

Если вы купили Fallout 4 с целью создать уникального персонажа и отыграть какую-нибудь роль, то спешу вас расстроить – система ролевого отыгрывания сильно урезана. Я бы сказал, что она окончательно и бесповоротно удалена. Вообще говоря, прокачка, опять же, очень сильно напоминает Skyrim, только в мире пост-апокалипсиса. Навыки прокачиваются почти одновременно с параметрами S.P.E.C.I.A.L. и перками. Прокачав какой-то навык, можно взять какой-то перк. Выше навык – мощнее перки.

Пропали уникальные таланты, которые в предыдущих частях, например, давали больше строчек в диалогах, ведь теперь больше строчек и не надо, смекаете? Прокачивая обаяние, нужная строчка в диалогах будет подсвечена, а когда нужно кого-то убедить, просто должна пройти проверка на харизму. Не получилось? Загружаем сейв и пробуем заново. «Мирные» же навыки почти нигде в мирной обстановке не используются. Чтобы что-то починить, просто проходим проверку на интеллект и всё, хотя даже таких ситуаций очень мало.

Новый цветовой фильтр – белый и вырвиглазно яркий


Пропала знаменитая карма. Теперь её заменяет лишь реакция компаньонов на действия игрока и, соответственно, их отношение. Кстати,Bethesda обещала, что взаимодействию между главным героем и напарниками будет уделено огромное влияние, но на деле это оказалось не так. Их истории непрописанные и неинтересные, сами спутники в дела героя не вмешиваются, лишь изредка внезапно пробуют начать беседу и излить душу.

Если правильно выбрать (а неправильно и не получится, если прокачаны, сами понимаете) вариант ответа, то герой и компаньон подружатся, а сам герой получит какой-то навык. Романы, которые так обсуждали (нет, с собакой переспать нельзя), завязываются на пустом месте, а после двух-трёх попыток флирта следует долгожданный перепихон, который даёт всего лишь временную прибавку к опыту и нежное обращение напарника к герою. Да, до Биоварей вам далеко, Bethesda

Помните, я рассказывал пару абзацев выше о новых пушках? Так вот, возможность пострелять из новособранной пулялы Беседка будет совать всюду – там, где в предыдущих частях конфликт можно было разрешить миром, обманув, убедив или запугав кого-то, в четвёрке можно решить лишь двумя способами: застрелить или зарезать. Мирный путь тут менее приоритетный. И почти все бои будут проходить в подземельях, ведь пещеры у создателей всегда получалось делать лучше всего. «Это игра про ПУСТОШИ, а не про ШАХТЫ!» (с).

С каких пор силовая броня делается из пластмассы?


Даже все квесты, которые другой разработчик в своей игре сделал бы в разы интереснее, в Фолауте 4 будут проходить в подземельях, по щиколотку в какой-то жиже из внутренностей гулей и рейдеров.

Да, Bethesda попыталась создать ту самую атмосферу безумной пустоши. Но что-то как-то слабо. С одной стороны, в игре много забавных моментов – головы в холодильнике, мужик, который рассказывает о древней игре «бейcбол», как об игре, где участники забивали друг друга битами до смерти. У нас в Воронеже, на Машмете это, кстати, национальный спорт.

Но все эти смешнявки – капля в море, которое до краёв наполнено персонажами, словно сбежавших из очередного фильма или шутера про демократию. И даже заставка удручает: вместо саркастичного мультика с чёрным юмором нам показывают, как герой рассуждает, мол, «мой дед воевал на Омахе, я тоже буду стрелять в людей, ведь война не меняется». Помните, как в первом Фоллауте нам показывали весёлый ролик, где ребята под Звон Мечей расстреливали канадца, а потом радостно махали в камеру? Но нет, вот тебе, игрок, пафос. Да такой, что его можно руками отламывать и класть на хлеб. На сладкий хлеб.

Так вот, о чём я? Харизматичных персонажей, которые запоминаются, попросту нет, все они по сути одинаковые. Циники? Фрики? Поехвашие? Нет, вас встретят куча неинтересных болванчиков.

В один момент нам предлагают заняться постройкой собственного убежища на месте брошенной мастерской. Можно словно в Sims строить домики, заселять туда случайно встреченных в путешествии бомжей, которым герой помог. Выучив определённый навык, можно варить огромные деньги на торговцах, самому при этом ничего не делая. А можно планировать электропроводку, ставить какие-то фортификационные сооружения, да и вообще, почувствовать себя тем самым надзирателем из Fallout Shelter.

Но это вообще не нужно. Никто не вынуждает вас это делать, вся эта достаточно крутая фишка, которая выделяется наравне с новой системой крафта, вообще не нужна. Она попросту приварена, чтобы был какой-то способ накрутить себе ещё полсотни часов и заработать пару тысяч крышек.

Если Fallout 3 все ещё мог показать, что это не «Обливион с пушками», то у четвёрки такого не получается. Fallout 4 – это абсолютно тот же Skyrim с его багами, кривизной, неловкой анимацией и загрузками между локациями. Кстати, в некоторых домах есть даже загрузки между этажами, что, понятное дело, шокирует.


Fallout 4 – не Fallout вовсе. Это всё же достаточно хорошая игра, но только если смотреть на неё, как просто на RPG. Игра старается быть похожей на все знаменитые проекты – на Skyrim с прокачкой и крафтом, на Rust с постройкой, на Mass Effect своими диалогами. Но ей как-будто не хватает сил быть именно Фолаутом – и это печально.

Но даже несмотря на все недостатки и мои недавние яростные нападки на игру, я вполне адекватно ставлю игре 6 из 10. Просто потому, что это всё ещё Пустошь, радтараканы и крышки.

“War… War never changes. Fallout… Fallout changes”

  • Купить Fallout 4 дешевле, чем в Steam