Sony не учится на ошибках. Marathon повторит судьбу Concord
Раковая опухоль игр-сервисов продолжает губить индустрию и студии.
В марте 2025 года вышла Avowed. Это нишевая игра для узкой аудитории, чьи разработчики не постеснялись последовательно раскритиковать современное состояние игровой индустрии. Манифест получился строго по делу, без лишнего морализаторства и выспренних лозунгов, сфокусированный на чисто экономических соображениях.
Вот один из поинтов создателей Avowed: некоторые игры-сервисы приносят жирный лавандос, но шансы добраться до него крайне малы. Издатели всех мастей рвутся к заветным миллиардам, выпуская абсолютно одинаковые игры, но не вывозят конкуренцию за аудиторию. Обреченные проекты поглощают огромные ресурсы, но закономерно теряют миллионы долларов и приводят к разгону команд и даже целых студий.
Ситуация знакома Sony не понаслышке. Зависимость от консольных эксклюзивов привела игровое направление в лихорадочную погоню за успешными сервисами. Достичь цели получилось лишь однажды, да и то случайно. Японцам чудом удалось сохранить позиции Helldivers 2. Ну а самым громким провалом стал геройский шутер Concord, сшитый из экспериментального подхода к жанру и набитый алчностью продюсеров.
Итак, Marathon. Революционный визуал, вдохновленный эстетикой культового научно-фантастического аниме; великолепная задумка доступного экстракшен-шутера для широкой аудитории. В разработчиках значится Bungie, мастерская идеальных шутеров от Halo до Destiny.
Уже есть трейлер, в котором можно рассмотреть качественный ганплей и виртуозно спроектированные уровни. А еще хорошо заметен продуманный и дерзкий подход к дизайну: упор на четкие формы и легко читаемые цветовые акценты; картинка пропитана стремительностью и энергией, каждая деталь на экране одновременно красива и осмыслена.
Игроки не оценили. Им не нравится кричащий стиль, им не нравятся контрастные цвета, им не нравятся агрессивные линии, им не нравятся резкие грани противников и сглаженные формы героев. Широкая аудитория четко дала понять, что презентация не зашла.
Трейлер с игровым процессом вскоре после публикации набрал 16 тысяч лайков против 8 тысяч дислайков и комментарии в духе «зачем нам героический шутер-залупер с кислотным визуалом из Mirror's Edge и механиками из Destiny?». И правда, люди ждали от Bungie возвращение того самого Marathon, одного из лучших одиночных шутеров в истории. Да и мультиплеер там достойный ностальгии.
После анонса невозможно уйти от сравнения Marathon и Concord. Даже Sony не избежала: из-за провала Concord руководство компании попыталось увеличить шансы шутера от Bungie на успех. Возможно, из этого стремления вывалился на нас ценник в 40 баксов, прямо как у Helldivers 2, а вместе с ним – микротранзакции и боевой пропуск. Это все так понравилось игрокам, что официальный аккаунт игры едва успевает отвечать на критику.
Рецепт знакомый. Тот же подход мы видели в Concord. Полет фантазии художников сломали и уместили в модель премиальной игры-сервиса. Игрокам не понравился стиль, разработчики не смогли защитить свою задумку от инъекции корпоративных требований. К тому же Concord был подозрительно похож на многопользовательский режим первой Destiny. Можно ли считать его секретным провалом Bungie?
От ремейка мультиплеера Destiny игроки отвернулись. Теперь Sony предлагает игрокам очередную великолепную концепцию упрощенной версии Escape from Tarkov для казуалов. Исключены такие ключевые элементы, как высокий порог вхождения, нищета персонажа из-за неудачных вылазок и все остальные отличительные черты жанра экстракшен-шутеров, из-за которых он набрал популярность. Кто просил?
Сейчас перед Sony и Bungie маячит перспектива еще одного провала. Прохладный прием анонса Marathon и вовсе губителен для игры. Ей критически важны большой онлайн на релизе и ядро из хардкорных игроков, которые надолго останутся с проектом, начнут выпускать про него контент, общаться с разработчиками. Marathon нужны годы развития. Чего стоят Warframe, Tarkov, Dark and Darker без аудитории и культа?
Казуалы-нормисы же потенциально бросят игру уже после первого сезона. Потенциально, ведь в реальности они никогда не зайдут в игру. Их отпугнут запутанные и сложные презентации с многочасовыми обсуждениями механик, броский стиль промо-материалов. Bungie нацелилась на аудиторию, с которой не умеет коммуницировать, потому что никогда не создавала для нее игр.
Activision уже пыталась перестроить Bungie для работы с широкой аудиторией, на чем и погорела. Теперь с той же проблемой столкнулась Sony. В прошлый раз Bungie уцелела и отправилась в свободное плаванье, прихватив Destiny. Sony так не поступит и провала не простит.
Bungie не умеет презентовать продукт игрокам. Разработчики не продали шутер никому. Да и как можно продать горячечный сон клипмейкера Бьорк игроку, чьи глаза не выжжены на подпольных сходках радикальных дизайнеров-анархистов? Sony тоже не понимает Marathon, иначе целиком бы перехватила маркетинг у Bungie.
Для чего нам бесполые андроиды в тревожном визионерском будущем? Зачем нам выхолощенный экстракшен-шутер? Плевать мы хотели на художества высоколобых дизайнеров.
Больше новостей, полезных статей и мемов: