telegram coop-land
Coop-Land » Статьи » Заметки » Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия
Лого
2022-08-25T20:09:51+03:00
10

Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Мыльный пузырь цифровых развлечений лопнул – разбираем причины и последствия.

В 2021 году мы терпеливо принимали сообщения о многочисленных переносах. Да, бывает – игры большие, крупные. Работы много, нужны тестирования, ради хорошего продукта можно и подождать.

В 2022 году владельцы предварительных заказов, наборов раннего доступа и бэкеры с краудфандинговых площадок заволновались – а где игры? А вот приблизительный список популярных игр Steam в 2022 году:

Подозрительно знакомые пассажиры
  • Warframe
  • Destiny
  • Grand Theft Auto V
  • Raft
  • No Man's Sky
  • Spider-Man Remastered
  • God of War

Новые хиты
  • MultiVersus
  • Elden Ring
  • Stray
  • Core Keeper
  • Dorfromantik
  • Cult of Lumb


Общая информация


У игровой индустрии серьезные проблемы. Друг на друга сложились сразу несколько глобальных проблем: логистический кризис из-за ковида, кризис полупроводников. Со спины подкрадывается энергетический кризис, последствия которого раскроются чуть позже.

Выросшие за период локдауна показатели начали резко падать, возросло влияние локальных проблем в основных геймдев-хабах. Но мы не плачем, а ждем перемен.


Первая причина: что-то случилось в России и СНГ


Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Несколько лет назад регион, ранее известный как СНГ, стал основным поставщиком дешевых рабочих рук для IT. Ну вы сами знаете: каждый школьник с 5 класса мечтает стать IT-вкатышем и занять место в экспорте демпинга. Или переехать на Кипр.

Почему так было? Ситуация в вакууме: сидит паренек или девчуля в Воронеже на аутсорсе у студии. Рисует графику, тестирует или пишет код, модельки лепит, редактирует видео, получая зарплату из США. Зарплата установлена ниже, чем западного специалиста, но все равно выше средней зарплаты по региону.

Хорошо было, но условия скисли: часть работодателей ушла, часть столкнулась с проблемой оплаты проектов. Рублевые зарплаты оказались выше долларовых и евровых. Специалисты из Европы теперь дешевле, как и аренда офисов.

Внимание издателей сместилось на Восточную Европу, некоторые региональные отделения передислоцировались в Сербию, Венгрию, Турцию, а оставшиеся порезали зарплаты и бонусы. Это касается не только конкретно разработчиков, но и рекламных агентств и всех сопутствующих служб, необходимых для издания игр.

Администрация президента провела очень грустную встречу с разработчиками игр
Администрация президента провела очень грустную встречу с разработчиками игр
Игровых движков в РФ нет, площадок дистрибуции тоже. Китай закрыт, религиозные и светские активисты игры ненавидят. Кажется, все очень плохо....


Вторая причина: у издателей падает прибыль


Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Главными производителями игр исторически выступают Япония, США и Западная Европа. Их подталкивают с разных сторон, но троица упорно держится на рынке, связав себя цепями из денег.

Постпандемийный рынок привлек внимание огромного количества инвесторов. Особенно мощный поток инвестиций получили мобильный сегмент и с метавселенными. С 2019 по 2021 гг. рынок вырос почти на треть, пробив отметку в 191 млрд долларов.

Пандемия закончилась (нет), показатели возвращаются в норму. То есть падают. Иногда ниже ожиданий: тогда в студиях и издательствах проходят массовые сокращения. В 2022 году ожидается общее падение ниже 190 млрд.

  • У Xbox прибыль упала
  • У Intel тоже, впервые за много лет
  • У Sony: упала йена, чужие игры плохо продаются, покупка Bungie влетела в копеечку
  • У Tecmo Koei: мобилки и онлайн показали отрицательный рост из-за курса йены, нет крупных релизов
  • У Capcom: аналогично
  • У Square Enix: аналогично + снижение интереса к одиночным играм
  • У Nintendo: аналогично + проблемы с поставками Switch
  • У Remedy: одиночные игры плохо продаются
  • У Valve: снижение покупательской способности пользователей Steam
  • У Ubisoft: а тут даже обсуждать нечего
  • И у еще нескольких дюжин компаний, которые занимаются играми, железом и периферийными устройствами

Но есть и хорошие новости. Electronic Arts вовремя справилась с зависимостью от одиночных игр и целиком перешла на сервисы. Да не простые, а серийные. Разработка и поддержка сервисов на удаленке оказалась легче, чем возня с традиционными играми.


Третья причина: сумасшедшая политика на Западе


Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Почему так происходит? Есть несколько заметных тенденций. В первую очередь на картину влияет политика крупных и средних издательств, которые массово скупают все доступные на рынке студии, а если таковых нет – открывают новые. Сумма сделок на текущий момент достигла 150 млрд долларов.

Но крупные траты не всегда приводят к результатам. К примеру, владельцы франшизы Pokemon собрали кучу студий и тысячи талантов, чтобы те замутили альтернативу Pokemon Go. А что дальше? Ничего. Люди уволены, труды ушли в никуда, альтернативы до сих пор нет.

Embrace Group выкупила инди-студию Gearbox за 1,3 миллиарда долларов
Embrace Group выкупила инди-студию Gearbox за 1,3 миллиарда долларов
Рэнди Питчфорд останется в руководстве, но новые владельцы хотят от него совершенно новых игр, а не бесконечные спин-оффы Borderlands....

Определенное влияние оказало снижение покупательской способности в США и Европе из-за роста цен на энергетические ресурсы и еду. А игры-то подорожали. И консоли. И запчасти. Часть проблем Intel связана с тем, что производители комплектующих отменили часть заказов на электронику, понимая, что спрос упал.

Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Ну и вытекающая беда – со всей это неразберихой трудно разрабатывать игры. В новостях грязь, в социальных сетях негатив, с логистикой проблемы, сосиски подорожали. Многие простые разработчики сменили статут «ценные кадры» на «излишки рабочей силы». Прошел очередной этап массового переноса релизов, теперь на 2023 год.

Острая и неоднозначная тема: «оздоровление» индустрии. Она проводится за счет привлечения женщин и меньшинств к разработке, а также массовый отток опытного персонала в связи со скандалами, ухудшением условий труда или усталостью от кранчей. О последствиях говорить не будем, но некоторые компании целиком обновили ключевые посты.


Четвертая причина: Азия снова ненавидит игры


У Китая проблема. Коммунистическая партия достала нефритовый стержень и крутит на нем издательства. Всемогущая Tencent не попадает в списки допущенных к изданию игр компаний – из-за снижения темпов развития в 2022 году компания уволила около 5 тыс сотрудников, оставшиеся 100 тыс уже дрожат за свои места.

Почему Китай ненавидит видеоигры?
Почему Китай ненавидит видеоигры?
Власти Китая снова вводят ограничения для простых геймеров. Что случилось и почему это происходит?...

Страдают и закрываются сотни студий – на порядок больше, чем в нормальное время. Внутренний рынок Китая падает, а китайские разработчики активнее уходят на Запад, стараясь привлечь новую аудиторию клонами популярных проектов.

В остальном Азии такие же проблемы: правительства запрещают игры и сервисы. Индия, Пакистан, Индонезия активно бьют по игровой индустрии в своих регионах. Стабильность демонстрирует только Южная Корея – игры летят к потребителям в огромных количествах.


Луч света: новые регионы


Санкции убили видеоигры в России? Нет – умирает вся игровая индустрия

Из-за кризиса началось развитие Ближнего и Среднего Востока (и Африка). Новые студии открывают в Египте, Израиле, Турции. Огромные объемы инвестиций приготовили арабский шейхи, готовые бросать деньги во что угодно: киберспорт, метавселенные, мобильные игры. Не будем вдаваться в подробности из-за напряженного отношения этих шейхов с иностранными журналистами. Заранее извините.

Самый перспективный регион – Латинская Америка. Без сомнения, многие отметили бразильские студии, выпускающие приличные игры для Steam и магазинов мобильных приложений. Поддержку южноамериканским разработчикам охотно оказывают инди-издательства: HypeTrain Digital, TinyBuild, Devolver Digital, Annapurna Interactive.

Но есть очевидная проблема: перечисленные регионы только развиваются. Ожидать крупных ААА-релизов от них нет смысла. Даже от Китая, который производит либо мобильные игры, либо средней руки многопользовательские экшены. И визуальные новеллы.


Пузырь или нет?


Индустрия видеоигр пережила несколько кризисов. Многие эксперты и комментаторы даже считают, что это устоявшийся цикл, так как после каждого потрясения индустрия восстанавливалась.

Самый известный пример – кризис 1983 года, когда рухнула игровая империя Atari, а вместе с ней разорились десятки производителей персональных компьютеров и приставок. На развалинах расцвела Activision, а вместе с ней поднялись многие современные топовые издательства.

Создатель оригинальной Xbox предрек видеоиграм смерть из-за Xbox Game Pass
Создатель оригинальной Xbox предрек видеоиграм смерть из-за Xbox Game Pass
Индустрия уже дважды гибла...

Никто не хочет называть видеоигры пузырём, зато многие намекают на сходство ситуации с крахом доткомов. Уповая на разум основных игроков, многие агентства ожидают рост уже в 2023 году – перенесенные игры рано или поздно издадут, покупатели найдутся. И даже самые отвратительные, сырые игры-сервисы с лутбоксами, батлпассами и платными скинами обязательно отобьют затраты.



Итак, индустрия столкнулась сразу с несколькими проблемами. На нее негативно повлияли:

  • Последствия локдауна
  • Последствия энергетического кризиса
  • Недостаток квалифицированной и дешевой рабочей силы
  • Давление со стороны властей некоторых стран
  • Тенденция к олигополии и, как следствие, череда скандалов в индустрии
  • Взрывной рост и последующее сжатие рынка

Как минимум упадет темп развития игр, в худшей перспективе – без работы останутся тысячи людей из геймдева. Так или иначе, нам следует морально подготовиться к снижению игрового разнообразия.
Больше новостей, полезных статей и мемов:

Смотрите также:

КОММЕНТАРИЕВ: 10 Фильтровать
23 августа 2022 18:41
0
Вау, держишь планку. Заголовок как всегда говно. Все же знают, что санкции только укрепляют россию, верно?
аватар
6
23 августа 2022 22:12
0
Цитата: smallsee
Вау, держишь планку. Заголовок как всегда говно. Все же знают, что санкции только укрепляют россию, верно?

ахахах
аватар
2272
24 августа 2022 00:14
0
Индустрия видеоигр пережила несколько кризисов.


Да. И я согласен, что этот будет самым крупным. К скептикам вопрос один, а много вы видели ААА в последнее время? В сравнении с золотыми годами, когда каждую неделю сыпались?

Ковид, полупроводники, логистика - все нарушает планы. Почти все "топы" переносятся. Тьфу, тьфу, надеюсь Фифу мне "новую" дадут.

Многое в совокупности отрицательных причин, очень повлияло на игровую индустрию. Не каждая РокСтар сейчас будет тратить миллионы на выпуск новых частей чего-то там. В последние годы, заметили Вы или нет, все занимаются ремастером. Продать старое еще раз, в новой обертке, чтобы хоть как-то существовать. Все не просто так. Это и есть кризис, не создавать новое, а попробовать ПЕРЕИЗДАТЬ старое.

Это золотое время для инди-игр, они не так зависят от мирового кризиса. Stray - как пример, создан прям во время короновируса.
24 августа 2022 10:54
+1
@Otka3,
Никогда с начала 2000х aaa тайтлы не появлялись каждую неделю - это раз. Выход ааа игр в принципе нашел свою формулу в между квартальных окнах и так происходит уже второй десяток лет - это два. Отличный ты привел пример (нет) "РокСтар", который издатель с 10 студиями и все равно выпускал крупные проекты раз в 2-3 года, а это 10 студий, работающих одновременно над разными проектами, между прочим. Сейчас летнее затишье, еще и действительно момент с ковидом, игры стали в разы дороже, разработка игра стала занимать больше времени и без внешних факторов, но ничего катастрофического не происходит, все закономерно.
P.S. С фифы чет в голос, более парашного, ленивого отсоса денег с игроков сложно найти сейчас в геймдеве.
25 августа 2022 06:15
-1
Почему сразу [опять] Воронеж? dverzapil Ну, допустим... matrix
Только почему, когда кто-то хочет назвать жопу России, на ум приходит Воронеж?
Это надоело и ни фига не оправдано, стереотипно, глупо и даже невежественно, так как сам город, находится в самом сердце страны...
Если это так, тогда Харьков – это вообще край света и деревня глухая.
Кроме того, есть [слишком] много интересного в перспективе для человека, помимо IT-шника или ботаника-заDрOTA.
Это на заметку.
25 августа 2022 07:41
-1
Кроме всего прочего, в Воронеже ежегодно проводится VRNFEST (Всероссийский фестиваль японской анимации, если кто не знает). Впрочем, организаторы с этого получают меньше дохода, чем прибыли, т.к. устраивают его за свой счёт. Особенно теперь; из-за пандемии и вечно летающих над головой истребителей... Да уж, стало не мирно.
Также, Воронеж ещё с конца прошлого века является неофициальной столицей рок-культуры России. Хотя сейчас, это скорее Питер, как принято считать. Гребенщиков, в своё время, хотел родить Воронеж как рок-центр, - эдакий "аквариум" рока. Но это уже мало кому интересно... Зато интересно многим слушать Руслана Белого и прочих паразитирующих "проповедников".
25 августа 2022 20:06
+1
Цитата: Lost_Hardcore
Почему сразу [опять] Воронеж?

допустим, человек из москвы переходит на удаленку и переезжает достаточно развитое место с более адекватной экологией и ценам, но возможностью быстро и с относительным комфортом вернуться в москву для обсуждения рабочих моментов или перелетов зарубеж. Это все было продумано.

Цитата: Lost_Hardcore
Харьков

Цитата: Lost_Hardcore
жопу России,

Я не стану называть Харьков жопой России.

@smallsee,
все действительно был период, когда бюджеты на игры были существенно выше, а ААА-тайтлов анонсировалось больше.

к слову, челы из фифы отцифровывают игроков жеж. думаю, на это уходит значительная часть бюджета.
аватар
42
26 августа 2022 20:17
+2
Да ладно, не все так плохо, когда хорошо, а хорошего нынче мало, так что все плохо, но все же в итоге все будет хорошо!
аватар
2272
27 августа 2022 15:41
0
@smallsee, год к концу подходит. Какие ААА игры вышли в этом году? Вархаммер? Все? Когда такое было?
Конечно, я утрирую, про игры каждую неделю, но 1-2 в месяц - легко выходили.
аватар
15
27 сентября 2022 20:54
+1
Цитата: smallsee
Вау, держишь планку. Заголовок как всегда говно. Все же знают, что санкции только укрепляют россию, верно?

ну и планки у вас ))

"Valve: снижение покупательской способности пользователей Steam" Она подает везде и у всех без исключения, точнее, кроме КНДР, где ***ного рыночка внутри страны нет, падает где то больше, где то меньше, последние 2 года быстрее, чем раньше, в святые для некоторых *** 90е рухнула еще быстрее, например. Это все равно что сказать, что пользователи Стим иногда умирают, будто остальные бессмертные

КИТАААААЙ! Сколько закрытых компаний и их игр вы можете назвать? Хотя бы 10? А у вас же их так много! Не изучили вопрос, и бегом несете типичное нытье в стиле какого блядова или варламова, каца и пр. пропагандистов, которые от денег от кремля переметнулись на западное бабло и про-западных зрителей, и теперь самые умные) А сколько мы назовем конкретных западных корпораций и стран, которые закрыли доступ игрокам из РФ и РБ к тем же играм (напомню, что основную кассу разрабам-ублюдкам Stalker, а также CDred и WG приносили игроки из СНГ!), радостно поддержали санкции по нац. признаку, что как бы противоречит декларации ООН о правах человека и не только, слили разрабов из РФ, сливают русскоговорящих вообще, как одного стримера по разработке игр в США, как отчисляли студентов там же, в т.ч. украинцев, как не смешно и иронично?? Дохрена. Сколько каналов удалил Ютюб? По счастливой случайности тех, которые против политики Партий США и их местных дешевых платформ с русофобской политикой. Так кто игры ненавидит вместе с человечеством, людьми определенных наций, культуры вообще? ЕС и США, у которых без российской и советской энергии ВНЕЗАПНО экономика не может работать и которые памятники рушат и переписывают учебники, которые готовили нэзалэжную и демократичную к наступательной войне столько лет и игнорили их военные преступления, тратят триллионы на это, тогда как людям говорят не мыться, не подтираться, не есть, не греться, не жить? Даже в дорогих США, например, нужно всего 2 млн на то, чтобы 75000 бездомным дать приют, в Великобритании на то, чтобы дать жилье ВСЕМ бездомным в Лондоне надо всего около 1 млн фунтов стерлингов, тогда как королевская семьи жрет миллионы налогоплательщиков, оружия закуплено и просрано на миллиарды и более триллиона для Украины! А игры, ***, ненавидит Китай. Напоминает нытье во время атомной бомбардировки Японии или ужасов войны во Вьетнаме о том, что СССР угроза миру, не США, конечно. И на рынок игр, и всего связанного это не влияет, да? Нет, сами, к счастью, написали об этом и о том, как проблемы экономики влияют на это, хоть на том спасибо.

Цитата: Lost_Hardcore
Почему сразу [опять] Воронеж? dverzapil Ну, допустим... matrix
Только почему, когда кто-то хочет назвать жопу России, на ум приходит Воронеж?
Это надоело и ни фига не оправдано, стереотипно, глупо и даже невежественно, так как сам город, находится в самом сердце страны...
Если это так, тогда Харьков – это вообще край света и деревня глухая.
Кроме того, есть [слишком] много интересного в перспективе для человека, помимо IT-шника или ботаника-заDрOTA.
Это на заметку.

Наверное, люди сейчас в целом часто безграмотные, в т.ч. по части географии, вот и носят дурацкие стереотипы, я сам не из РФ, но и то так бы не сказал и на Воронеж не гнал бы) Про рок центр, правда, не знал, да еще и забыл)

Цитата: smallsee
@Otka3,
Никогда с начала 2000х aaa тайтлы не появлялись каждую неделю - это раз. Выход ааа игр в принципе нашел свою формулу в между квартальных окнах и так происходит уже второй десяток лет - это два. Отличный ты привел пример (нет) "РокСтар", который издатель с 10 студиями и все равно выпускал крупные проекты раз в 2-3 года, а это 10 студий, работающих одновременно над разными проектами, между прочим. Сейчас летнее затишье, еще и действительно момент с ковидом, игры стали в разы дороже, разработка игра стала занимать больше времени и без внешних факторов, но ничего катастрофического не происходит, все закономерно.
P.S. С фифы чет в голос, более парашного, ленивого отсоса денег с игроков сложно найти сейчас в геймдеве.

Поддерживаю

Цитата: Otka3
@smallsee, год к концу подходит. Какие ААА игры вышли в этом году? Вархаммер? Все? Когда такое было?
Конечно, я утрирую, про игры каждую неделю, но 1-2 в месяц - легко выходили.

не знаю насчет каждого месяца, как-то слишком радужно, не считая сезона вроде осени. В общем, согласен, что ААА сегмент сдыхает, вон на ixbt об этом говорили. Просто все в индустрии, не только игр, ради банальных прибылей, а не великого искусства и качества развлечений, поэтом игры вроде RDR2 забрасывает даже рокстар со всеми своими ресурсами, а всякие донатные помойки , как грибы, появляются, копируя друг друга. Печаль.
Но вот Дудь говорил, что капитализм - счастье, ***, надеюсь, кого-то эта мантра согреет ))

Ваш комментарий:

Также интересно