Добротный хоррор становится популярным только в том случае, если его ключевые механики по-настоящему пугают игрока. К сожалению, это понимают далеко не все разработчики, и в связи с этим часто выходят проекты, которые быстро забываются. Тем не менее найти те, что долгое время держатся на пике популярности, можно, и в основном это происходит благодаря грамотной реализации механик ужастика. Сегодня мы решили рассмотреть главные из них, способные напугать любого.
Выйти из темноты
Пожалуй, одна из базовых механик в хоррорах, которая при этом способна напугать любого игрока. Если в игре хоть раз упоминается, что вам нужно идти на свет или отыскать его источник, то можете быть уверены, что только этим вы и будете заниматься на протяжении всего прохождения. К тому же вас ждут настолько темные и пугающие по своему дизайну локации, что вы буквально начнете молиться даже на самый небольшой источник света.
Стоит отметить, что когда игровой процесс строится вокруг подобных механик, то с большой вероятностью темнота будет как-то влиять на персонажа. Например, в серии Amnesia такой подход реализован просто великолепно. Чем дольше протагонист находится в темноте, тем сильнее у него едет крыша. В итоге игрок получает невероятный экспириенс, постоянно пытаясь выйти на свет. Данная механика пугает на психологическом уровне и гарантировано вам зайдет, если попробуете игру с ее удачной реализацией.

Иди на свет! Лучшие игры, где свет — одна из механик
Свет в видеоиграх используется не только для улучшения картинки проекта, иногда он выступает в роли полноценной механики....
Тихое перемещение
Механика в хоррорах, которая заставляет нас не издавать никаких звуков и моментально стать самым тихим существом на локации, пожалуй, одна из самых удачных. Дело в том, что когда видишь подобную команду, то начинаешь задерживать дыхание или замирать даже в реальной жизни. Все-таки видеоигры это часто форма иммерсивных развлечений, в которые можно погрузиться, что называется, с головой и за счет этого получить максимум удовольствия.
Наиболее ярким примером реализации такой механик можно назвать Alien: Isolation. Это хоррор, в котором вам придется непрерывно прятаться от Чужого и при этом все здесь сделано так, что его появление реально пугает. Уже после первой встречи с инопланетной тварью, вы поймете, что тишина ваш верный товарищ и через пару часов прохождение начнете замирать на автомате. Стоит издать хоть один звук, как это обернется ужасающей сценой расправы, и именно поэтому данная механика работает в Alien: Isolation просто великолепно.

Лучшие иммерсив-симы прямо сейчас
Внушительная свобода действий и полное погружение в виртуальный мир. Жанр иммерсив-симов никогда не славился популярностью, но в нем выходило немало...
Источник света, который заканчивается
Ну и, чтобы далеко не уходить от темы света в хоррорах, стоит отметить еще одну удачную механику, которая заключается в том, что игрок постоянно должен думать об источнике освещения. Если первое время это может показаться не таким уж и пугающим, то спустя какое-то время вы начнете трястись от страха, когда осознаете, что отсутствие возможности зажечь спичку или зарядить фонарик отправит вас на тот свет.
К тому же чем более стремный источник света есть в игре, тем интереснее прохождение. Появляется элемент микроменеджмента, который заставляет запасаться спичками или думать о том, где искать батарейки. Отличный пример реализации подобного – это серия Tormented Souls, где вы неоднократно будете сталкиваться с проблемами именно из-за темноты. В итоге помимо страха остаться во тьме наедине с какими-то монстрами, вы также начинаете переживать во время планирования вылазок или прохождения каждого уровня. Как ни крути, а эта механика в хоррорах работает отлично, и с этим трудно поспорить.
Вспышка фотоаппарата
И еще чуть-чуть о механике, которая связана со светом. Иногда его вообще нет, при этом игроку вручают предмет или прибор, который имитирует освещение необычным способом. Например, вспышка фотоаппарата, которую можно активировать, чтобы на пару секунд осветить помещение и увидеть все те кошмары, которые в нем находятся. Казалось бы, прием максимально простой и вряд ли способен кого-то напугать, когда ты прекрасно понимаешь, что тебя ждет после активации вспышки, но те, кто играл в MADiSON, так точно не считают.
В этой игре многие геймплейные элементы построены как раз вокруг такой механики, и за счет этого вы буквально каждую минуту своего исследования локаций чувствуете невероятное напряжение. Дело в том, что в MADiSON вспышка фотоаппарата одновременно и помогает понять, куда идти, так как игровой процесс происходит в кромешной тьме, и засвечивает монстров, что невероятно пугает. Где-где, а в MADiSON модельки разнообразных тварей заставят любого быстро сделать кладку кирпичей на своем кресле. В общем, рекомендую попробовать, так как этот проект является лучшим примером реализации механики в хоррорах с нестандартным источником света.

Лучшие хорроры в разных исторических эпохах
Существует немало ужастиков или проектов с элементами хоррора, действия которых происходят в определенные исторические эпохи. Собрали лучших...
Преследование
Один из классических приемов в хоррорах – это когда вас постоянно кто-то преследует, и при этом игра не дает возможности хоть как-то защититься от этого. Перед игроком просто ставят задачу бежать, куда глаза глядят, и сделать все возможное, чтобы не отправиться на тот свет. Вроде бы просто, но одного такого приема достаточно, чтобы вызвать невероятный стресс и заставить вас испугаться.
Наиболее удачным примером реализации преследования можно назвать проект под названием Poppy Playtime. Он практически полностью состоит из погонь, в которых вы беспомощный протагонист, а преследователи – ужасные твари. Причем бегать придется по разнообразным лабиринтам, которые нередко усеяны всевозможными препятствиями. На бумаге может и выглядит однообразно, но стоит поиграть, как вам довольно быстро понравится, и вместе с этим вы поймете, чем эта игра так сильно пугает. В какой-то момент начинаешь дергаться уже оттого, что на экране появляется надпись с просьбой начать удерживать Shift. Вот настолько преследование в Poppy Playtime пугает.
Игра в прятки
Как правило, данная механика дополняет в ужастиках набор других, и именно благодаря этому увеличивает концентрацию страха по ходу прохождения. Вас заставляют постоянно искать укрытие, чтобы спрятаться от угрозы, и в какой-то момент это реально начинает давить на нервы. Особенно когда речь идет об играх, где добраться до того самого шкафа или коробки, куда можно залезть, не так просто, как кажется на первый взгляд.
Некоторые проекты усиливают страх во время использования этой механики за счет того, что сидя в укрытии, вы можете наблюдать за преследователем. Например, с этой задачей неплохо справляется ужастик Dead of Night. Во-первых, здесь вы легко можете рассмотреть того, кто за вами гонится, сидя в укрытии, а это в основном не самые приятные существа; во-вторых, игрок еще и никогда не понимает, видит его преследователь или нет. Пожалуй, этот проект – лучший пример реализации так называемой игры в прятки среди современных хорроров.

На чьей ты стороне? Подборка лучших асимметричных хорроров для ПК
Асимметричные ужастики с недавних пор стали очень востребованы, и в этом жанре часто появляются стоящие игры. Мы решили собрать лучших из них....
Кто-то за вами следит
Согласитесь, что когда-то кто-то выглядывает из-за угла и смотрит именно на вас – это пугает. Подобное нечасто случается в реальной жизни, но скорей всего случалось со всеми. Кого только не встретишь на улицах своего города, правда? Так вот, в хоррорах эта механика работает просто отлично, особенно когда что-то регулярно глазеет на вас в конце длинного коридора, а когда ты добираешься до него, то видишь, что за углом никого нет. Лучше всего этот прием работает без добавления звуковых эффектов и когда существо начинает выглядывать внезапно.
Яркий пример реализации этой механики можно увидеть в игре Visage. По сути, она вся построена на принципе того, что за главным героем кто-то следит, но вот этот неизвестный смотрящий появляется всегда неожиданно и в случайных местах. Спустя пару часов прохождения вы так сильно начнете себя накручивать, что вам будет казаться, как будто он смотрит вам в спину или появился там, где его и близко не было. За это Visage точно достойна звания одного из лучших хорроров современности, так что если не играли, попробуйте.
Никакой паузы
Подобная механика используется не только в хоррорах, но именно в них она работает лучше всего. Что еще может напугать сильнее, чем полноценное отсутствие незащищенности? А ведь именно для этого нужна пауза, которая позволяет передохнуть от игрового процесса хотя бы минуту и продолжить свое путешествие.
Пример грамотной реализации этой механики – тоже не полноценный хоррор, но это тот случай, когда ты 24/7 находишься в состоянии стресса. Речь идет о Dead Space, потому что тут вообще нет паузы, и даже покупка вещей или смена снаряжения происходит по ходу игры, и в эти моменты на вас легко могут напасть. Понятное дело, что первое время это даже будет раздражать, но если подумать, то ничто так не вселяет страх, как отсутствие перерыва, особенно когда ты понимаешь, что буквально за каждым углом тебя ждет кровожадная тварь.

Подборка самых страшных симуляторов ходьбы
Симуляторы ходьбы относятся к тому жанру игр, где на первом месте атмосфера и сюжет. Именно поэтому их часто делают хоррорами....
Скримеры
А закончим классическим приемом, который называется скримеры, и, пожалуй, лучше других показал себя в играх. Если в кино к такому приему довольно быстро привыкаешь, а при наличии внушительной насмотренности он и вовсе перестает пугать, то в видеоиграх, за счет более глубокого погружения, внезапные появления монстров не дают успокоиться буквально всегда. В итоге такой простой прием для создания испуга применяется по сей день, и даже не пытайтесь оправдаться, что вы легко привыкаете к подобному. Есть проекты, в которых скримеры расставлены настолько грамотно, что они раз за разом способны подловить даже игрока с невероятно устойчивой нервной системой.
Яркий пример правильного использования скримеров – это серия Five Nights At Freddy’s. Здесь эта механика представляет собой внезапное появление противников, да еще с такими рожами, что каждая встреча надолго остается в голове. Именно поэтому данная франшиза в какой-то момент обрела популярность и привлекла к себе множество геймеров. Если вы хоть раз играли в Five Nights At Freddy’s, то точно не будете отрицать, что тут самые лучшие скримеры из всех представителей жанра ужастиков.
Как видите, в хоррорах довольно много механик, и все они реализованы по-своему. Лучшие представители жанра умело комбинируют вышеперечисленные способны напугать и за счет этого обретают популярность. Мы просто разобрали ключевые примеры в ужастиках, которые действительно работают и, пожалуй, будут использоваться еще долгое время. Пишите в комментариях, какие из них нравятся вам больше всего.