Максимум вариативности: 10 игр с грудой билдов персонажа

Подборки


Собрали десятку игр с самыми глубокими системами прокачки, где число комбинаций навыков и предметов исчисляется сотнями, а то и тысячами.

Возможность создать уникального персонажа — одна из тех вещей, что неизменно привлекает в ролевых играх. Речь идёт не столько о внешности, сколько о подходе к решению задач, который игрок вырабатывает самостоятельно. В этой подборке мы собрали десять проектов, где конструирование персонажа превращается в самостоятельное и увлекательное занятие — от вдумчивого распределения очков до поиска неожиданных синергий между, казалось бы, несовместимыми умениями.


10. The Witcher 3: Wild Hunt



Дата выхода: 19 мая 2015
Платформы: PC, PS4, PS5, X-One, Xbox X|S, Switch
Только для одного игрока

«Ведьмак 3» предлагает весьма изящный подход к развитию персонажа, который и сегодня ощущается уместным. В центре системы — три ключевых направления: фехтование, алхимия и ведьмачьи знаки. Игра с самого начала предлагает определить, каким именно ведьмаком станет Геральт из Ривии — быстрым фехтовальщиком, осторожным специалистом по эликсирам или тактиком, полагающимся на простые, но эффективные чары. При этом ни один из путей не ощущается как единственно верный, подталкивая к экспериментам.

По сути, всё самое интересное скрывается в деталях и комбинациях. Можно создать мастера клинка, который полагается исключительно на скорость и рефлексы. Или же превратить Геральта в мутанта, чья эффективность в бою напрямую зависит от уровня интоксикации — чем больше выпито зелий, тем смертоноснее удары. А можно и вовсе сделать упор на магические знаки, контролируя ход сражения с помощью огня и ментальных атак. В итоге система позволяет собрать настолько специализированного или, наоборот, универсального бойца, насколько хватит фантазии, что поддерживает интерес к повторным прохождениям.

Страница в Steam

Смотрите также: Чтобы пугать, необязательно быть хоррором. Часть 2

9. Cyberpunk 2077



Дата выхода: 10 декабря 2020
Платформы: PC, PS4, PS5, X-One, Xbox X|S
Только для одного игрока

Найт-Сити — место, где модификации тела определяют статус и возможности, и эта идея находит прямое отражение в системе развития персонажа. Здесь нет жёстких классов, что даёт свободу в создании собственного стиля прохождения. Можно стать «соло» — кибернетическим самураем, который решает проблемы грубой силой, врываясь в ряды врагов с катаной или мощным дробовиком. Или же выбрать путь «нетраннера» — мастера взлома, способного нейтрализовать противников и системы безопасности, даже не приближаясь к ним.

Гибкость этой системы позволяет воплощать самые разные идеи. Например, можно создать скрытного убийцу, который использует оптический камуфляж и метательные ножи, или инженера, полагающегося на высокотехнологичное оружие с самонаводящимися пулями. При этом ничто не мешает сочетать элементы разных стилей: скажем, быть сильным бойцом, который в нужный момент может взломать турель или отключить камеры. Именно это разнообразие подходов и делает каждое возвращение в Найт-Сити уникальным.

Страница в Steam


8. Monster Hunter Wilds



Дата выхода: 28 февраля 2025
Платформы: PC, PS5, Xbox X|S
Кооператив: 4

Серия Monster Hunter всегда строилась вокруг подготовки к охоте, где правильно подобранное снаряжение играет решающую роль. Wilds, развила эту концепцию, предлагая ещё больше гибкости. Ключевым нововведением стала возможность брать с собой два разных вида оружия и переключаться между ними прямо во время вылазки. Это меняет привычный подход к тактике, ведь теперь можно адаптироваться к поведению монстра на лету.

Такое решение открывает огромное пространство для экспериментов. Например, можно сочетать тяжёлый и медленный большой меч для нанесения колоссального урона по уязвимым местам с быстрым и мобильным парным клинкам для атак в движении. Эта механика дополняется традиционной для серии глубиной — созданием доспехов с определёнными навыками, подбором талисманов и улучшением оружия стихийным уроном. В итоге количество возможных комбинаций становится практически безграничным, позволяя каждому охотнику выработать свой неповторимый стиль.

Страница в Steam Подробнее

Смотрите также: Топ-10 кооперативных игр для настоящих фанатов гринда

7. Grim Dawn



Дата выхода: 25 февраля 2016
Платформы: PC, X-One
Кооператив: 4

Эта игра берёт за основу классическую формулу и доводит её до логического предела, предлагая одну из самых гибких систем развития персонажа. Фундаментом здесь служит комбинация двух из множества доступных классов. Выбрав два направления, игрок получает уникальный гибрид со своим названием и потенциалом, будь то боевой маг, ритуалист или лазутчик. Такая свобода с самого начала задаёт вектор для глубоких экспериментов.

Настоящая глубина Grim Dawn раскрывается в системе «Набожности» — своего рода карте звёздного неба, где каждое созвездие даёт пассивные бонусы и активные умения. Эти небесные силы можно привязывать к классовым навыкам, создавая неожиданные и мощные сочетания. В итоге, даже два персонажа с одинаковой комбинацией классов могут кардинально отличаться друг от друга благодаря разному распределению очков в созвездиях. Это позволяет создавать как узкоспециализированных героев, так и универсалов, способных адаптироваться к любой ситуации.

Страница в Steam Подробнее


6. Hades II



Дата выхода: 6 мая 2024
Платформы: PC
Только для одного игрока

Как и первая часть, Hades II строит вариативность на сочетании случайных элементов, но выводит эту идею на новый уровень. Каждая попытка побега из Подземного мира — это чистое творчество, где из разрозненных даров олимпийских богов, пассивных усилений и особенностей оружия приходится на ходу собирать эффективную комбинацию. Игра постоянно подталкивает к экспериментам, ведь невозможно предугадать, какие именно улучшения встретятся на пути.

Ключевую роль играют шесть видов оружия, каждое со своим уникальным стилем боя, а также карты арканов, дающие постоянные бонусы. Но сердце системы — это дары богов, которые не просто усиливают атаки, а могут полностью изменить их механику. В итоге одна и та же способность может замораживать, бить молнией или накладывать ослабление в зависимости от того, какому богу вы сегодня приглянулись. Именно эта синергия случайных элементов и осознанных решений делает каждую вылазку неповторимой.

Страница в Steam

Смотрите также: Лучшие дизайнеры игровых персонажей

5. Diablo IV



Дата выхода: 5 июня 2023
Платформы: PC, PS4, PS5, X-One, Xbox X|S
Кооператив: 4

Серия Diablo всегда была тесно связана с идеей поиска лучшего снаряжения, и четвёртая часть следует этой традиции. Развитие персонажа здесь — это многослойный процесс, начинающийся с обширного древа умений у каждого класса. Уже на этом этапе можно сделать выбор между разными стилями боя, будь то игра через призыв существ, мощные заклинания по области или одиночные сокрушительные удары.

Однако подлинная вариативность рождается из сочетания умений с легендарными предметами, которые способны кардинально менять работу навыков. Простой удар может начать выпускать волны энергии, а защитное заклинание — наносить урон врагам. После 50-го уровня открывается система «Совершенствования», предлагающая дополнительные доски с пассивными бонусами, что ещё больше расширяет возможности для тонкой настройки персонажа. В итоге поиск идеальной комбинации талантов и экипировки становится главной движущей силой на поздних этапах игры.

Страница в Steam Подробнее


4. Final Fantasy Tactics: The Ivalice Chronicles



Дата выхода: 30 сентября 2025
Платформы: PC, PS4, PS5, Xbox X|S, Switch
Только для одного игрока

В основе Final Fantasy Tactics лежит система профессий — одна из самых продуманных и гибких в жанре тактических RPG. Каждый персонаж может освоить одну из множества специализаций, будь то рыцарь, черный маг или лучник. Со временем открываются более сложные и необычные классы, вроде самурая или ниндзя. Однако главная особенность системы заключается в том, что умения, изученные в одной профессии, можно использовать, переключившись на другую.

Это простое правило открывает колоссальный простор для экспериментов. Ничто не мешает создать рыцаря, который в перерывах между ударами мечом может использовать черную магию, или лекаря, способного контролировать разум противников. Можно собрать отряд из универсальных бойцов или, наоборот, узкоспециализированных мастеров своего дела. Именно эта свобода в комбинировании навыков из почти сорока доступных профессий и делает создание каждого бойца уникальным творческим процессом.

Страница в Steam

Смотрите также: 10 игр, где вы вершите судьбы миров

3. Clair Obscur: Expedition 33



Дата выхода: 24 апреля 2025
Платформы: PC, PS5, Xbox X|S
Только для одного игрока

Новая игра от Sandfall Interactive предлагает свежий взгляд на развитие персонажей в пошаговых RPG. Вместо традиционного распределения очков характеристик или выбора талантов в древе навыков, здесь центральную роль играет система «Люминас». По своей сути, это пассивные эффекты, которые можно присваивать героям, чтобы усиливать их и открывать новые тактические возможности.

Каждый такой эффект обладает своей стоимостью в очках, а у персонажа есть определённый лимит этих очков, что заставляет вдумчиво подходить к выбору усилений. Например, можно сделать ставку на увеличение урона, получение дополнительного хода при определённых условиях или наложение на врагов ослабляющих эффектов. Количество доступных «Люминас» огромно, что позволяет постоянно экспериментировать и адаптировать отряд под разные боевые ситуации, создавая уникальные комбинации для каждого из персонажей.

Страница в Steam


2. Baldur’s Gate 3



Дата выхода: 3 августа 2023
Платформы: PC, PS5, Xbox X|S
Кооператив: 4

Baldur's Gate 3 возводит идею свободы выбора в абсолют, и это касается не только сюжета, но и создания персонажа. В основе лежит система из 12 классов, каждый из которых имеет несколько подклассов, что уже на старте даёт широкие возможности. Однако игра не ограничивает одним классом и позволяет свободно комбинировать их, создавая самые невероятные гибриды. Хотите сделать варвара, который впадает в ярость и при этом владеет магией? Пожалуйста. А может, плута, который не только мастерски скрывается в тени, но и заключил сделку с потусторонней сущностью? И это возможно.

Настоящая глубина кроется в деталях: более 600 заклинаний и огромное количество уникального оружия и снаряжения позволяют отточить любую задумку до совершенства. Можно создать ассасина, полагающегося на яды и внезапные атаки, или боевого мага, который обрушивает на врагов огненные шары, а вблизи орудует двуручным мечом. Благодаря отсутствию жёстких ограничений, количество жизнеспособных и эффективных сборок практически бесконечно, что делает каждое новое прохождение абсолютно не похожим на предыдущее.

Страница в Steam Подробнее

Смотрите также: Baldur’s Gate 3 для новичков: как начать играть и не умереть со скуки

1. Path of Exile



Дата выхода: 23 октября 2013
Платформы: PC, PS4, PS5, X-One, Xbox X|S
Кооператив: 6

Path of Exile по праву считается эталоном, когда речь заходит о разнообразии в развитии персонажа. Сердцем игры является гигантское древо пассивных умений, общее для всех классов. Оно насчитывает более тысячи узлов, что позволяет создать практически любую мыслимую комбинацию характеристик. Но это лишь вершина айсберга, поскольку основная гибкость достигается за счёт системы камней умений. Именно они определяют, какие способности будет использовать персонаж, а специальные камни поддержки изменяют их механику до неузнаваемости.

Поверх этого наслаиваются классы Восхождения — мощные специализации, которые открываются после прохождения Лабиринта и дают уникальные бонусы. В итоге, два персонажа одного и того же базового класса могут ощущаться совершенно по-разному. Один может быть быстрой убийцей, использующей кинжалы и яды, а другой — могущественным некромантом, командующим армией нежити. Стоит отметить, что в раннем доступе уже находится Path of Exile 2, и хотя там простор для экспериментов пока не так велик, к игре определённо стоит присмотреться, если первая часть вам порядком надоела.

Страница в Steam Подробнее



В конечном счёте, все представленные проекты ценны не только своими мирами или историями. Их главная заслуга — в предоставлении инструментария для творчества, который позволяет раз за разом находить новые способы взаимодействия с правилами и механиками.

Разумеется, этот список не претендует на абсолютную полноту, поэтому нам было бы интересно узнать: а какие игры с глубокой и вариативной системой развития персонажа запомнились вам? Возможно, мы упустили что-то действительно важное.