Когда становится понятно, что игра тормозит на среднем компьютере или лишена обещанного геймплея, разработчики внезапно находят тому тысячи оправданий. Кто-то уже привык к такому раскладу, но прецедент с BlackPanther2016 заставил нас вспомнить, что всему есть предел.
Тем не менее, Gamanoid отмечает, что данная статья вовсе не является руководством и не призывает читателей вступать в судебный процесс с разработчиками и издателями из-за «ложной рекламы». И приведённые ниже прецеденты — одна из причин тому. Наши постоянные эксперты, юристы — Оксана Михельсон и Анастасия Скуратова — подробно проконсультировали нас по актуальному вопросу.
Итак, вы поиграли в новую игрушку и остались недовольны тем, что FPS (частота кадров в секунду) постоянно проседала, а из геймплея убрали пару прикольных мелочей, которые показывали в трейлерах. «Хватит это терпеть», — в ярости кричите вы и бежите в суд подавать заявление на разработчиков игр или её издателей. Первое, что вам следует знать: в отличие от «загнивающей» англо-саксонской системы права, в России она не прецедентная. То есть у нас необходимо при каждом обращении в суд доказывать факты, события и обстоятельства, которые причинили вред истцу — то есть вам. А это значит только одно: готовьтесь собрать кучу бумаг от самых разных специалистов и ведомств. Ведь вам нужно доказать, что именно эта игра, именно в этот период, именно в той квартире и именно вам нанесла невосполнимый ущерб.
Хотя слово «ущерб» в суде — понятие двойственное. Видеоигра вряд ли способна нанести ущерб материальный (разве что стать причиной сгоревшей видеокарты), зато может причинить ущерб моральный. И прежде чем театрально закатывать глаза и обвинять геймдизайнеров в своей депрессии, вам следует знать пару вещей. Во-первых, игроделы показывают геймплей в трейлерах на максимальных настройках. Разработчики игр не несут никакой ответственности за несоответствие параметров ПК системным требованиям игры.
Прецедент №1: 4 мая 2015 года федеральный суд США был вынужден отклонить коллективный иск против Sony, которая обвинялась в «заведомо ложном позиционировании» визуальных характеристик Killzone: Shadow Fall. В маркетинговой компании говорилось, что игра будет работать в разрешении 1080p, но в мультиплеере картинка оказалась лишь «близкой» или «похожей» на 1080p. Разработчики подтвердили данный факт, подчеркнув, однако, что изображение всё равно не отличить от заявленного. Но в итоге, по обоюдному соглашению сторон, дело закрыли, да ещё и с условием, что обвинитель больше не имеет права подавать подобную жалобу. Другие детали вердикта оглашены не были.
«Ложной рекламы», как это говорилось в заявлении «ЧёрнойПантеры2016» в упомянутом нами инциденте, в России не бывает — есть «недостоверная», коей признаётся реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения. Стоит признать, что при определённых характеристиках персонального компьютера, игра действительно будет соответствовать заявленным данным. Каждая игра обладает определёнными системными требованиями, с которыми при её покупке вы знакомитесь. И только в том случае, если ваш компьютер полностью соответствует данным требованиям, но игра выглядит определённо не так, как было преподнесено в трейлере, а кроме того ещё и «лагает», то есть основания для обращения в суд с иском о недостоверной информации, предоставленной разработчиками.
Прецедент №2: В марте 2012 года владелец iPhone 4S решил засудить компанию Apple из-за голосового помощника Siri. Истец заявил, что реклама создала у него «неоправданное ожидание» от программы: в роликах говорилось, что Siri помогает пользователю не только сёрфить по интернету, но и назначать встречи, а также искать нужные рестораны и клубы. На деле же «помощница» либо долго думала, либо давала неверные ответы. Примечателен был вердикт судьи: «Apple не обещала никому, что Siri станет работать при любых условиях». Более того, как он отметил, любая реклама призвана презентовать продукт именно в идеальных условиях и показывать всем его возможности, избегая демонстрации недостатков.
Еще один нюанс, который нужно учесть: прежде чем начать собирать доказательства для обвинения, внимательно посмотрите ролик, который оказался «недостоверным». Если производитель игры или трейлера указал во время ролика мелким шрифтом технические требования к оборудованию, то основания для подачи иска вообще возникнуть не может. Но допустим, ничего такого не было, и вот уже судья читает ваше заявление о моральном ущербе от ужасной графики, которой в ролике не было. Наверняка вы должны знать, что у каждого хорошего разработчика игр и издателя есть своя страничка/блог, где своевременно появляется новая информация об игре.
Ни один разработчик не станет в здравом уме расписывать преимущества игры в рекламе, предварительно не упомянув о её недостатках в блоге (даже Шон Мюррей всегда честно отвечал на каверзные вопросы в интервью). Всегда любое изменение в создании проекта тут же появляется на официальной странице. Наши юристы отмечают, что блог разработчиков является официальной страницей, размещение информации на которой является официальным объявлением. Следовательно, если вы не прочитали о том, что полюбившийся в рекламе крутой парашют главного героя решили убрать к релизу — проблема ваша и ничья больше. Но даже если случилось чудо, и создатели игры таки забыли упомянуть какой-либо нюанс в блоге, ваше требование о возмещении ущерба попросту могут отклонить из-за несоразмерности, а также указать на то, что данные изменения на качество игры никак не повлияли.
Прецедент №3: В октябре 2015 года мы писали о том, что игроки Black Desert готовят судебный иск против отечественного издателя игры, компании GameNet. Локализаторы предлагали игрокам заплатить 2500 рублей за пожизненный доступ к pay2play-серверам. Но за неделю до запуска ОБТ авторы сообщили о проблемах с реализацией серверов и отсутствии гарантии за их запуск в день релиза, без причин и объяснений. Тех, кто потратил упомянутую сумму, оказалось очень много, и дело дошло до написания заявления в правоохранительные органы. Позже GameNet выпустила пространное заявление, что вместо пожизненного доступа даст игрокам компенсировать ущерб возможностью купить улучшения в игре на 9900 рублей, и кое-кто даже согласился. Суда компании удалось избежать.
Так есть ли шанс остаться в итоге не у «разбитого корыта», а с наличностью в кармане? Да не очень, учитывая, что моральный вред оценивается в России в сумму чуть более 15 тысяч рублей, и его, как правило, не взыскивают. Конечно, можно пойти другой тропинкой и вместо «недостоверной рекламы» использовать термин «введение потребителя в заблуждение», но и здесь «вознаграждение» несоразмерно затратам на иск. В любом случае, всё зависит от масштабов несоответствия приобретённой игры и предоставленной в трейлере информации. О технических характеристиках бесполезно спорить, ведь разработчикам нет смысла ставить себе палки в колеса неправильными требованиями к платформе, а геймплейные элементы редко убирают из финального релиза в достаточно большом количестве (не упомянув об этом в блоге), что может спровоцировать серьезное судебное разбирательство.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой, но он вовсе не прискорбный. Да, создатели игр частенько юлят и охмуряют громкими анонсами, несоразмерными результату. Но и геймеры в наше время не лыком шиты. Нет смысла затеивать судебные «войны», когда всё можно решить в цивилизованном диалоге, тем самым дав другим понять: игровая сфера — это в первую очередь развлечения, а не бизнес. И если знать правила «игры», то победа не за горами.
Информация предоставлена gamanoid.ru
Тем не менее, Gamanoid отмечает, что данная статья вовсе не является руководством и не призывает читателей вступать в судебный процесс с разработчиками и издателями из-за «ложной рекламы». И приведённые ниже прецеденты — одна из причин тому. Наши постоянные эксперты, юристы — Оксана Михельсон и Анастасия Скуратова — подробно проконсультировали нас по актуальному вопросу.
Итак, вы поиграли в новую игрушку и остались недовольны тем, что FPS (частота кадров в секунду) постоянно проседала, а из геймплея убрали пару прикольных мелочей, которые показывали в трейлерах. «Хватит это терпеть», — в ярости кричите вы и бежите в суд подавать заявление на разработчиков игр или её издателей. Первое, что вам следует знать: в отличие от «загнивающей» англо-саксонской системы права, в России она не прецедентная. То есть у нас необходимо при каждом обращении в суд доказывать факты, события и обстоятельства, которые причинили вред истцу — то есть вам. А это значит только одно: готовьтесь собрать кучу бумаг от самых разных специалистов и ведомств. Ведь вам нужно доказать, что именно эта игра, именно в этот период, именно в той квартире и именно вам нанесла невосполнимый ущерб.
Хотя слово «ущерб» в суде — понятие двойственное. Видеоигра вряд ли способна нанести ущерб материальный (разве что стать причиной сгоревшей видеокарты), зато может причинить ущерб моральный. И прежде чем театрально закатывать глаза и обвинять геймдизайнеров в своей депрессии, вам следует знать пару вещей. Во-первых, игроделы показывают геймплей в трейлерах на максимальных настройках. Разработчики игр не несут никакой ответственности за несоответствие параметров ПК системным требованиям игры.
Прецедент №1: 4 мая 2015 года федеральный суд США был вынужден отклонить коллективный иск против Sony, которая обвинялась в «заведомо ложном позиционировании» визуальных характеристик Killzone: Shadow Fall. В маркетинговой компании говорилось, что игра будет работать в разрешении 1080p, но в мультиплеере картинка оказалась лишь «близкой» или «похожей» на 1080p. Разработчики подтвердили данный факт, подчеркнув, однако, что изображение всё равно не отличить от заявленного. Но в итоге, по обоюдному соглашению сторон, дело закрыли, да ещё и с условием, что обвинитель больше не имеет права подавать подобную жалобу. Другие детали вердикта оглашены не были.
«Ложной рекламы», как это говорилось в заявлении «ЧёрнойПантеры2016» в упомянутом нами инциденте, в России не бывает — есть «недостоверная», коей признаётся реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения. Стоит признать, что при определённых характеристиках персонального компьютера, игра действительно будет соответствовать заявленным данным. Каждая игра обладает определёнными системными требованиями, с которыми при её покупке вы знакомитесь. И только в том случае, если ваш компьютер полностью соответствует данным требованиям, но игра выглядит определённо не так, как было преподнесено в трейлере, а кроме того ещё и «лагает», то есть основания для обращения в суд с иском о недостоверной информации, предоставленной разработчиками.
Прецедент №2: В марте 2012 года владелец iPhone 4S решил засудить компанию Apple из-за голосового помощника Siri. Истец заявил, что реклама создала у него «неоправданное ожидание» от программы: в роликах говорилось, что Siri помогает пользователю не только сёрфить по интернету, но и назначать встречи, а также искать нужные рестораны и клубы. На деле же «помощница» либо долго думала, либо давала неверные ответы. Примечателен был вердикт судьи: «Apple не обещала никому, что Siri станет работать при любых условиях». Более того, как он отметил, любая реклама призвана презентовать продукт именно в идеальных условиях и показывать всем его возможности, избегая демонстрации недостатков.
Еще один нюанс, который нужно учесть: прежде чем начать собирать доказательства для обвинения, внимательно посмотрите ролик, который оказался «недостоверным». Если производитель игры или трейлера указал во время ролика мелким шрифтом технические требования к оборудованию, то основания для подачи иска вообще возникнуть не может. Но допустим, ничего такого не было, и вот уже судья читает ваше заявление о моральном ущербе от ужасной графики, которой в ролике не было. Наверняка вы должны знать, что у каждого хорошего разработчика игр и издателя есть своя страничка/блог, где своевременно появляется новая информация об игре.
Ни один разработчик не станет в здравом уме расписывать преимущества игры в рекламе, предварительно не упомянув о её недостатках в блоге (даже Шон Мюррей всегда честно отвечал на каверзные вопросы в интервью). Всегда любое изменение в создании проекта тут же появляется на официальной странице. Наши юристы отмечают, что блог разработчиков является официальной страницей, размещение информации на которой является официальным объявлением. Следовательно, если вы не прочитали о том, что полюбившийся в рекламе крутой парашют главного героя решили убрать к релизу — проблема ваша и ничья больше. Но даже если случилось чудо, и создатели игры таки забыли упомянуть какой-либо нюанс в блоге, ваше требование о возмещении ущерба попросту могут отклонить из-за несоразмерности, а также указать на то, что данные изменения на качество игры никак не повлияли.
Прецедент №3: В октябре 2015 года мы писали о том, что игроки Black Desert готовят судебный иск против отечественного издателя игры, компании GameNet. Локализаторы предлагали игрокам заплатить 2500 рублей за пожизненный доступ к pay2play-серверам. Но за неделю до запуска ОБТ авторы сообщили о проблемах с реализацией серверов и отсутствии гарантии за их запуск в день релиза, без причин и объяснений. Тех, кто потратил упомянутую сумму, оказалось очень много, и дело дошло до написания заявления в правоохранительные органы. Позже GameNet выпустила пространное заявление, что вместо пожизненного доступа даст игрокам компенсировать ущерб возможностью купить улучшения в игре на 9900 рублей, и кое-кто даже согласился. Суда компании удалось избежать.
Так есть ли шанс остаться в итоге не у «разбитого корыта», а с наличностью в кармане? Да не очень, учитывая, что моральный вред оценивается в России в сумму чуть более 15 тысяч рублей, и его, как правило, не взыскивают. Конечно, можно пойти другой тропинкой и вместо «недостоверной рекламы» использовать термин «введение потребителя в заблуждение», но и здесь «вознаграждение» несоразмерно затратам на иск. В любом случае, всё зависит от масштабов несоответствия приобретённой игры и предоставленной в трейлере информации. О технических характеристиках бесполезно спорить, ведь разработчикам нет смысла ставить себе палки в колеса неправильными требованиями к платформе, а геймплейные элементы редко убирают из финального релиза в достаточно большом количестве (не упомянув об этом в блоге), что может спровоцировать серьезное судебное разбирательство.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой, но он вовсе не прискорбный. Да, создатели игр частенько юлят и охмуряют громкими анонсами, несоразмерными результату. Но и геймеры в наше время не лыком шиты. Нет смысла затеивать судебные «войны», когда всё можно решить в цивилизованном диалоге, тем самым дав другим понять: игровая сфера — это в первую очередь развлечения, а не бизнес. И если знать правила «игры», то победа не за горами.
Информация предоставлена gamanoid.ru

Сегодня у Gamanoid необычные гости. Это команда, которая занимается, пожалуй, одним из самых важных этапов реализации инди-игр – их изданием. У нас в гостях Роман Лакруа, руководитель издательства Siberian Digital, Роман Егоров, PR-менеджер, и Дмитрий Бакалдин, директор по развитию.