Coop-Land » Статьи » Заметки » История успеха игровой WASD раскладки. Почему используют именно ее?
Лого
2020-04-16T14:03:56+03:00
30

История успеха игровой WASD раскладки. Почему используют именно ее?

История успеха игровой WASD раскладки. Почему используют именно ее?

Схема управления движением WASD сегодня принимается как нечто само собой разумеющееся. Но около 20 лет назад всё было по-другому: правши тянули руку к стрелкам и воспринимали это как должное.

Клавиши WASD обеспечивают наиболее удобный доступ к кнопкам Пробел и Shift, на которые часто ставят функции ускорения и прыжка. В общем говоря, эта раскладка позволяет удобно сосредоточиться левой руке на движении.

Более того, в прошлом мышка даже не использовалась. Кнопка Ctrl служила для стрельбы, а Page Up и Page Down были задействованы для вертикального управления там, где это вообще поддерживалось (почти нигде). Проекты создавались без вертикальных элементов, так что игрокам было достаточно поворачивать камеру вправо и влево. Так было до выхода Quake.

Quake стала первой игрой, получившей огромную известность. Она отличалась большим количеством вертикалей. Именно в этой игре легендарный киберспортсмен по имени Деннис Фонг популяризировал известную нам схему управления WASD. В 1997 году ему удалось выиграть первый национальный турнир по Quake. Наградой за победу стал личный Ferrari 328 Джона Кармака. В решающем матче правая рука Денниса находилась на мышке, а левая — на наших любимых теперь четырех кнопках.


С этого момента всё больше и больше людей начали осознавать, что использовать мышку можно довольно эффективно и такой способ управления дает преимущество перед врагом. Лучшие игроки подхватили идею и переназначили кнопки движения на левую часть клавиатуры. Информация о WASD, обеспечивающая преимущество в игровом процессе, быстро распространилась, поскольку многие новые игры создавались с упором на соревновательное многопользовательское ядро.

Простые геймеры захотели улучшить свои навыки и активно принялись перенимать опыт профессионалов. В этот момент разработчики заметили популярность WASD и стали поставлять игры с этими элементами управления, установленными по умолчанию.

Преимущества и особенности WASD:
  • Клавиши WASD находятся на левой стороне клавиатуры. Большинство геймеров — правши, поэтому логично целиться правой рукой и перемещаться левой.
  • Рядом с WASD расположены легкодоступные клавиши. Q и E для способностей, 1, 2, 3, 4 для оружия, F для гранат, R для перезарядки, Shift для перехода в спринт, Пробел для прыжков, Сtrl для приседания.
  • Левая сторона клавиатуры (особенно в части WASD) в большинстве моделей сконструирована приблизительно одинаково. Похожее нельзя сказать о стрелках. В популярной клавиатуре Anne Pro 2 от них вообще отказались.


Одними из первопроходцев стали проекты в виде Half-Life (1998 год), Starsiege и Quake 3 (1999 год). Создатели этих игр включили в конфигурацию новую раскладку по умолчанию. Хотя к 2004 году большинство разработчиков уже приняли тренд, оставались и те, до кого новый порядок дошел с опозданием. Выход World of Warcraft нанес финальный и решающий удар — со схемой управления WASD познакомились миллионы игроков, в том числе казуальных, не увлекающихся FPS.

История успеха игровой WASD раскладки. Почему используют именно ее?




WASD — не единственная удобная раскладка. Так, один из основателей и генеральный директор компании Valve Гейб Ньюэлл сделал выбор в сторону ESDF. Словом, эту схему управления успешно используют много других людей по всему миру. Дарио Касали (ещё один разработчик Half-Life) тоже отказался от WASD и перешел на ASXC.

А какую схему управления используете вы?
Больше новостей, полезных статей и мемов:

Смотрите также:

КОММЕНТАРИЕВ: 30 Фильтровать
12 ноября 2019 16:09
+1
У меня одной сложилось впечатление будто я читала доклад капитана очевидности? XD
Статья не плохая, но стоила ли она своего времени?
Единственно реально новое это то что я не знала что кто то юзает ESDF и ASXC. Но это скорее новость из разряда "а накуя". Типо эти варианты это как изобретать велосипед. Тот же WASD но в другом месте. Принципиально нового тут нет
аватар
402
12 ноября 2019 16:57
+5
Интересная статья, с удовольствием почитал. Побольше бы такого контента thumbsup
аватар
4271
12 ноября 2019 17:59
0
F для гранат,
Я думал G
и приседанием на Ctrl не согласен,это очень неудобно,не знаю с какой игры,но я более склонен использовать C для приседания.
давй новую статью о разности назначений тех или иных клавиш.
12 ноября 2019 18:06
+2
@Ken-chan,
В Call of Duty 2 помню такое было.

Не знаю как все, но лично я использую схему "СССР"...
аватар
526
12 ноября 2019 18:18
+1
юзал вариант ESDF в мморпг, освободившиеся левее QWAZ под скиллы, но после приобретения мыши с доп. клавишами вернулся на WASD, ибо привычка она такая
аватар
4271
12 ноября 2019 18:21
0
@FarCryQwe,
не в COD я играл относитеьно не давно в первый раз.это было до нее,навернzка да же с CS 1.6 но дума там ctrl
12 ноября 2019 19:09
0
Цитата: Ken-chan
Ctrl не согласен,это очень неудобно,не знаю с какой игры,но я более склонен использовать C для приседания.

с рпг пошло
хорошо что прыжок на Е не прижился, уф
аватар
379
12 ноября 2019 19:09
0
ASXC вообще хрень какая-то - разве что для тех, у кого ручки гнома.Как я понял, один палец отвечает и за C и за пробел. А если надо вправо и одновременно прыжок? Жать одним пальцем на 2 кнопки?

Не, WASD определенно лучший вариант. Мизинец на шифте, три пальца на направлениях движения, большой палец жмет присев или прыжок. Безымянным и указательным также жмется действие, перезарядка и на Q какая-нибудь нужная способность типа "прижаться к укрытию/стене". Что может быть удобнее для шутеров.

P.S. Почти все левши, как и правши, держат мышку правой рукой.
12 ноября 2019 20:20
+1
Читаная миллион раз статья с другого ресурса CTRL+C CTRL+V... конечно менять слова местами это не стандартно и делает статью эксклюзивной, вы хотя бы ресурс укажите с кого брали.Почему рот в говне?
аватар
121
12 ноября 2019 20:49
0
@alex1991,
Являюсь левшой, раньше держал мышь в правой руке, ибо в левой части ноута было вентиляционное отверстие, которое грело руку. С новым ноутом данная проблема ушла ибо вентялиционное отверстие щас в центре. Так что держу щас мышь в левой руки и играю на OKL;
12 ноября 2019 21:33
0
@_ReVOLT_, Ну значит ты редкое исключение из этих "почти всех". Как-то так вышло, что я знаю сразу нескольких левшей, но все они используют WASD и мышку в правой.
12 ноября 2019 22:52
+1
WASD + дублирование стрелками в правой части клавиатуры, что ещё может быть удобнее?
аватар
-313
12 ноября 2019 23:23
+2
Цитата: Sweet_Tooth
Читаная миллион раз статья с другого ресурса CTRL+C CTRL+V... конечно менять слова местами это не стандартно и делает статью эксклюзивной, вы хотя бы ресурс укажите с кого брали.Почему рот в говне?

Мануал как за два слова потерять респект и стать опальным.
13 ноября 2019 10:32
0
Берем видос igm которому 2 месяца, вырезаем ~60-70% инфы и заливаем. ПРОФИТ
13 ноября 2019 10:42
0
Цитата: CL Fon Maison
У меня одной сложилось впечатление будто я читала доклад капитана очевидности? XD
Статья не плохая, но стоила ли она своего времени?
Единственно реально новое это то что я не знала что кто то юзает ESDF и ASXC. Но это скорее новость из разряда "а накуя". Типо эти варианты это как изобретать велосипед. Тот же WASD но в другом месте. Принципиально нового тут нет

"Накуя?", да потому что, например, мезинцу достаётся большее количество клавиш, если надо. И "накуя" споры о том, что находятся люди, которые делают удобнее для себя, отвергая традиции. Что-то может казаться странным, но это их выбор. Кому-то удобно тянуть палец к кнопке "G", чтобы бросить гранату и "4", чтобы бросить тактическую гранату (привет CoD). Тогда как мне удобно это назначить на "E" и "Q" соответственно (если в игре нет наклонов). Назначить приседание на "Alt", т.к. либо приседать, либо прыгать, кто прягает в присяде в играх? Иногда встречаю людей, у которых важные функции стоят на странных клавишах и мне это кажется действительно неудобно... но это их раскладка, это их дело, не моё. Разве Вам решать, удобно человеку или нет?
13 ноября 2019 10:44
0
Хотелось бы про другие схемы не мимолётом, а основательно послушать. К примеру какие клавиши левши используют? И те же ASXC с ESDF.
13 ноября 2019 11:54
0
@UpimaNko, В том то и дело что нет. Если им удобнее, то пожалуйста. Есть общий принятый стандарт, но если удобнее иначе -- твое дело. Но если же ты из тех, кто играет как обычно, то эта новость будет для тебя... Ну типо ок, но зачем мне это, зачем.
Я говорю про новость и не особо понятный смысл таких ухищрений, а не критикую тех, кто так играет. Где ты видишь, что я что-то там кому-то указываю. Даже в твоем ответе мне, критики в адрес тех людей больше, чем у меня в сообщения. Так что я не понимаю твоих возмущений.

@Alex Inferno,
На самом деле, если тема реально интересна, можно на форуме опрос создать. Наверника на сайте много леворуких. Вот только что-то мне подсказывает, что большинство играют как и правши, а остальное часный случай. Иными словами это не то, как играют левши, а скорее то, как некоторым из них удобнее.
аватар
234
13 ноября 2019 13:29
0
а как же Дюк?
Дюк Нюкем 3D вышел тогда же, и в детматчах без wasd и мыши было нереально выиграть.
аватар
4271
13 ноября 2019 23:12
0
Цитата: Shirley Buendia
Цитата: Ken-chan
Ctrl не согласен,это очень неудобно,не знаю с какой игры,но я более склонен использовать C для приседания.

с рпг пошло
хорошо что прыжок на Е не прижился, уф

не помню,что бы в рпг играл ранее,и чтоб прыжок на Е был...
13 ноября 2019 23:31
0
Цитата: Ken-chan
не помню,что бы в рпг играл ранее,и чтоб прыжок на Е был...

в обливион и морровинде, например.

и в некоторых более старых игр, где пробел использовался для переключения интефейса, оружия или более пристежных действий.

в готике прыжок на альт, например.
13 ноября 2019 23:48
0
Цитата: Shirley Buendia
в обливион и морровинде, например.

Играла в обе и прыжок был на пробел. Хорошо это помню так, как частенько его юзала в начале чтобы прыжками качаться.
14 ноября 2019 00:34
+1
Цитата: CL Fon Maison
Играла в обе и прыжок был на пробел.

https://elderscrolls.fandom.com/wiki/Controls_(Oblivion)
https://elderscrolls.fandom.com/wiki/Controls_(Morrowind)
аватар
4271
14 ноября 2019 09:29
0
Цитата: Shirley Buendia
Цитата: Ken-chan
не помню,что бы в рпг играл ранее,и чтоб прыжок на Е был...

в обливион и морровинде, например.

и в некоторых более старых игр, где пробел использовался для переключения интефейса, оружия или более пристежных действий.

в готике прыжок на альт, например.

да припоминаю,играл же в...мордвинд не так давно,но не думаю,что приседание на С пошло от туда,или с другой рпг,может с старых игр
14 ноября 2019 13:50
0
Цитата: Ник Ример
Цитата: CL Fon Maison
Играла в обе и прыжок был на пробел.

https://elderscrolls.fandom.com/wiki/Controls_(Oblivion)
https://elderscrolls.fandom.com/wiki/Controls_(Morrowind)

Ну как бы Ширли уже кидал схожие ссылки с такой-же инфой. Я их видела. Но по факту это оказалось не так. Может я играла в более позднюю/раннюю версию. Может издание какое-то иное, более проработанное. Но никакого прыжка на Е у меня не было.
14 ноября 2019 15:50
0
Цитата: Ken-chan
да припоминаю,играл же в...мордвинд не так давно,но не думаю,что приседание на С пошло от туда,или с другой рпг,может с старых игр

стелс рпг и шутеры появились раньше
и там часто присед на кнтрл (хотя я уверен, что все пошло из-за первых раскладок с управлением на нумпаде или стрелках), как и в морре. вероятно, это еще обуславливается тем, что на проблем, с и прочие клавишы были всякие магии, смена сумки и другие нагромождения функций, характерных для старых игр типа там ультимы, момки и других.

и во многих шутерах сейчас на с тоже не присед, а прицел или еще что нибудь вторичное/

сложная на самом деле тема, поэтому нахожу ремарки комментаторов про актуальность несправедливыми - как минимум отмечено почему устаканилась вариация с wasd
16 ноября 2019 00:36
0
@CL Fon Maison,
Я немного slowpok но всё-таки отвечу.
Ввиду обстоятельств пробовал играть левой рукой на мыши и правой на клаве. Самая норм тема - это юзать ДЖЗЭ (на половине нет англ. букв, потому так), ибо они ближе всего по расположению к WASD'у. И в целом норм, хотя привыкнуть надо. Мне месяца хватило, но вернулся на классику.
16 ноября 2019 12:02
0
@Alex Inferno, Ну привыкнуть можно к чему угодно...
7 января 2020 19:30
0
@Ken-chan,
csgo?
аватар
4271
7 января 2020 20:03
0
@KseandI,
во время ты, но точно не кс,ибо во всех приходилось лезьти в настройки менять на С, это мне запомнилось, вот играл в COD BO 2 там на С было изначально приседание
7 января 2020 21:51
0
@Ken-chan,
тут согласен, но я к ctrl привык

Ваш комментарий:

Также интересно