telegram coop-land

Что не так с Battlefield 6? 🎮 Обзор

Coop-Land » Статьи » Заметки » Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock
Лого
2025-09-01T08:33:03+03:00
1

Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock

Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock

Шутер Deadlock за год успел хайпануть, выйти на киберспортивную сцену, потерять доверие аудитории и команд, а затем камбекнуть с патчами. При этом ни даты релиза, ни полного анонса, ни пояснения статуса разработки Valve не давала. Разбираемся!

В августе 2025 года киберспортивная организация Virtus.pro покинула киберспортивную сцену Deadlock и распустила состав. Свое решение Virtus.pro объяснила неопределенностью будущего Deadlock и статус закрытой бета-версии игры.

При этом состав Virtus.pro безоговорочно доминировал в Deadlock около полугода, пачками забирая небольшие турниры – больших нет. Другие сильные составы тоже лишились организаций, а турниры лишились спонсоров и организаторов. Что они там все делали? С конца 2024 года ходили слухи, что турнирные организаторы Blast и PGL готовы провести турнир по Deadlock на миллион долларов, нужна лишь поддержка Valve. Сама Valve уже проводила турнир-миллионник для закрытой бета-версии Dota 2.

Разбираемся в статусах


Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock

Вот только статус разработки остается предметом спора. Valve даже не анонсировала Deadlock, только создала страницу в Steam и иногда обновляет на ней информацию. Еще устроила раздачу инвайтов и предупредила, что игра далека от финальной формы. Основную активность вокруг Deadlock ведут полуанонимные люди, в лучших традициях Valve все непрозрачно, кроме патчноутов. Насколько далеко зашла разработка? Как это определить?

Так как игры это программное обеспечение, проведем аналогию. К сожалению, подходы везде отличаются, поэтому в качестве опоры примем российскую версию Википедии. Вот что там написано

Терминология альфа- и бета-тестирования зародилась в IBM в 1950-х годах. Изначально компания использовала буквенные обозначения: тест «A» предшествовал анонсу продукта, тест «B» проверял готовность к производству, а тест «C» был финальным испытанием перед релизом. Менеджер IBM Мартин Бельски применил греческие буквы для программного обеспечения, что позволило разграничить внутреннее тестирование (альфа) и демонстрацию готовности к широкому использованию (бета). Хотя IBM позднее отказалась от этой терминологии, она уже прочно вошла в индустрию.

Современная разработка включает несколько этапов: Pre-Alpha (проектирование и создание базового функционала), Alpha (внутреннее тестирование с заморозкой функций), Beta (публичное тестирование с риском ошибок) и Release Candidate (стабильная версия-кандидат). Особняком стоит концепция «вечной беты», характерная для интернет-сервисов, которые непрерывно обновляются при участии пользователей


Предположим, статус версии и префикс тестирования связаны. И что к альфа-тестированию альфа-версии не допускаются сторонние люди, а бета-тестирования альфа-версии быть не может по определению. Однако практика видеоигр говорит об обратном. Там бета-версией называют финальную стадию разработки до релиза, а альфа-версию часто открывают публике. Мало того, у видеоигр появился статус RTM, когда про игру говорят «ушла на золото», не говоря уже про ранний доступ, расширенный доступ, плейтесты, многочасовые демки и прочее.

Секрет Deadlock


Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock

Так что с Deadlock? Одни называют текущую версию закрытой альфа-версией с плейсхолдерами и зачаточными игровыми системами, другие считают, что при открытых плейтестах, регулярных правках баланса и постоянном добавлении контента речь идет о полноценной бете.

Если отследить активность Valve, получается следующая картина. С начала 2024 года игра неофициально находилась в стадии альфа-тестирования, в котором участвовали десятки тысяч игроков без разрешения стримить и публиковать материалы – с этим случились казусы?. В августе 2024 года Valve выпустила первый тизер, сняла NDA и перевела игру в статус закрытого бета-тестирования и начала выпускать контент большими регулярными патчами.

При этом качество игры сильно не изменилось. Многие журналисты и блогеры продлажают называть доступную версию альфой, признавая тотальную недоделанность игры. Шутка ли, в феврале 2025 года у «бета-версии» вышел патч, который целиком изменил концепцию игры. А затем последовали патчи, которые полностью изменили визуал игры.

Точно известно лишь одно. Deadlock – неанонсированная многопользовательская игра на ранней стадии разработки и в статусе закрытого тестирования, о чем без лишних ярлыков сообщила сама Valve. В этом Deadlock удивителен и уникален. Такое может позволить себе только Valve как владелица крупнейшего игрового сервиса и компания, за каждым движением которой следят датамайнеры и тысячи фанатов.

Причины, следствия, догадки


Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock

На мой взгляд, Valve пошла на эксперименты и нарочно устроила ранний доступ для ограниченной аудитории (софт-лонч), дуя на воду после череды провалов с Artifact и Dota Underlords. Посредственные игры Valve не нужны. Великие игры обойдутся без ярлыков и маркетинга. То, что у Deadlock есть потенциал великой игры, подтверждается не только интересом игроков, но и вниманием талантливых разработчиков. Хотя, возможно, все дело лишь персонажах, как будто вышедших из вселенной Homestuck.

И все же многие считают ранний доступ ошибкой. Некоторые ссылаются на смерть Deadlock до релиза из-за падения онлайна; другие в ответ им указывают на то, что Deadlock находится на стадии альфа- или бета-тестирования и даже не монетизируется, а после релиза обязательно станет хитом.

Со второй позицией согласиться сложно. Релиз уже случился, пускай и в ограниченной форме. Полный релиз Deadlock не вызовет эффект новизны, потому что в массовом сознании уже сложился отчетливый образ шутера, который занимает нишу уровня Team Fortress 2. Маркетинг не поможет, турнирами на миллион долларов геймеров удивить тяжело. К тому же Deadlock конкурирует за внимание игроков с другими проектами от Valve, что дополнительно снижает шансы на успешный релиз.


Итоги


Альфа, бета или софт-лонч – выясняем ответ на главную загадку Deadlock

Уникальный эксперимент Valve стер границы между традиционными стадиями разработки. Компания использует закрытое тестирование как инструмент длительной разработки, совмещая признаки альфа- и бета-версий при активном участии сообщества – отсюда и путаница с определениями.

По всей видимости, скоро это станет популярной моделью в Steam и откроет новые способы для полировки и финансирования игр. Ждет ли индустрию новая порочная практика уровня скама на кикстартере? Узнаем в ближайшие пять лет. Но пора уже пересмотреть явно потерявшие актуальность термины.

А ожидания и прогнозы букмекеров, киберспортсменов, организаций и остальной информационной обвязки игр вне компетенции разработчиков. В первую очередь Valve смотрит в будущее всей индустрии и решает, что лучше для геймеров. А затем общается напрямую с геймерами. Неопределенный статус Deadlock лишь позволяет Valve сделать это общение на чуточку более комфортным.



Альфа. Была. После патча с 6 героями точно бета.
Больше новостей, полезных статей и мемов:

Смотрите также:

КОММЕНТАРИЕВ: 1 Фильтровать
1 сентября 2025 10:17
0
Какие турниры в закрытой пре альфе? Ох уж эти дотеры

Ваш комментарий:

Также интересно