Итоги битвы Китая против гейминга: киберспорт и компьютерные игры побеждены, но мобилкам удалось отстоять позиции
- 28.11.2023
- 2175
Китайский рынок остался кормушкой для бесчисленных разработчиков мобильных гач.
Руководство КНР долгие годы сражается против видеоигр. Сперва это была стандартная консервативная повестка, которая запрещает черепа, поцелуи мальчиков и голые жопы. Затем, когда Китай стал одним из основных потребителей цифрового контента, компартия ухватила суть рынка и стала бороться с экспансией западных издателей.
Китайским геймерам запрещали покупать игры и консоли, пользоваться Steam и другими сервисами; была развернута широкая кампания по борьбе с контрабандой; ужесточился надзор за интернет-кафе и компьютерными клубами; все докатилось до запрета детишкам играть в видеоигры по будням, а также до полного запрета издавать игры в постпандемийном Китае.
Некоторые эксперты поспешили похоронить китайский рынок видеоигр. Опасения подкрепила то, как Blizzard стремительно и неловко потеряла регион и получила кувалдой по офису. Бонусом подоспели американские санкции, которые затруднили ввоз в Китай мощного игрового железа.
Похороны оказались преждевременными. Китай все еще уверенно держит позиции! Только в октябре 2023 года заняли 38,7% от мировой выручки, что составляет $1,91 миллиарда. Лидерами индустрии ожидаемо стали Tencent, NetEase и miHoYo. Причем успешны не только глобальные релизы, но и локальные новинки, включая Danzi Party.
Как и всегда, больше всего денег приносит шутер PUBG Mobile. Хорошо себя показывает боевая арена Honor of Kings, стабильно держатся Honkai и Genshin, тайтлы вроде Gossip Harbor, Toto Brave, Dungeon Hunter VI и другая мобильная китайщина. Тут компартия пока бессильна, если не последует примеру Индии и не начнет охоту за подростками силами полиции.
Мало того, Китай уверенно принял Летние Азиатские игры, где забрал первое в истории соревнования золото по киберспорту. Еще две китайские команды вошли в топ-4 LoL Worlds 2023. Похожие результаты у китайских игроков в Dota 2 и многих других дисциплинах. Не поддаются только футбол, файтинги и классические шутеры.
Отдельно сверкают успехи Китая на зыбком поле импортозамещения. Вряд ли хоть одна другая страна в мире может выдавить с рынка сверхпопулярную игру уровня WoW и заменить ее абсолютно другой. Но когда партия дала задание, Tensent смогла.
Китай не уничтожил видеоигры, но взял под строгий контроль. Логика чиновников: более половины населения Китайской республики относится к геймерам. Нельзя отдавать сотни миллионов игроков на растерзание корпорациям!
Впрочем, в мобильном сегменте хватка слаба – школьники и работяги с головой уходят в виртуальные миры, несмотря на активную заботу со стороны государства. Не исключено, что Китай станет первой страной, где лечение зависимости от видеоигр станет печальным и насущным трендом.