
Тут, кстати, хотелось бы сказать пару слов о сюжете, но не хочется раскрывать его заранее, да многое в нем зависит как и от действий игрока в самой игре, так и от действий в прошлых частях Mass Effect, если вы любовно пестуете своего игрового аватара от части к части, и перенесли сохранение из Mass Effect 2 (а туда из первой части).
Возможно, многие успели приобщиться к демо-версии, узнали завязку сюжета, но все же стоит о ней упомянуть.
Шепард прибывает на Землю, проторчав 6 лет под домашним арестом из-за событий предыдущей игры, где его должен судить военный трибунал, но все сводиться к тому, что командор толкает небольшой спич о том, как должно выглядеть сопротивление Жнецам. Которые крупно поимели человечество, внезапно напав на Землю, и начав творить с ней всякое непотребство: шатают небоскребы, не дают эвакуироваться обалдевшим землянам, портят посевы и посыпают поля кибернетической солью под кодовым названием "хаски" (это такие зомбороботы-робозомби).
Если вы создаете нового персонажа, то вам будет дано выбрать, кто погиб в первой части Mass Effect, и на Земле вас встретит либо отрастившая себе попу и грудь (ну, еще волосы) Эшли, либо ставший гораздо более метросексуальным Кейден. Также, создавая персонажа, вы пройдете все стандартные процедуры предыдущих игр: выбор места рождения, событие, которым командор или командорша знаменит(а), выбор ощущений от потерь в бою (кто погиб по вине игрока в прошлых играх), а так же класс, предпочитаемый игроком: использующий весь арсенал оружия Солдат, специалист маскировки и снайперского огня Разведчик, рисковый Штурмовик, мастер биотики Адепт, технологически подкованный Инженер и с легкостью принимающей на себя вражеский огонь Страж. И, самое главное, — теперь можно выбрать стиль игры: Action (шутер), Roleplaying (стандартная игра) и Story (кинцо).
С самого начала видно, что разработчики сделали большой шаг в сторону шутера: Шепард очень динамично перемещается в бою, перестрелки стали интереснее, можно с ходу перепрыгивать через укрытия, а так же можно использовать оружие вне зависимости от класса. В целом, как в шутер, в игру играть очень приятно и интересно. Про RPG-составляющую тоже не забыли — игрок может улучшать оружие и улучшать персонажа благодаря обширному древу умений. Любителям тактики скучать также не придется. С наскока дастся не всякий противник. Владельцы Kinect могут заодно покричать на виртуальных компаньонов, и, коли им угодно, сорвать голос до мужественной хрипотцы типичного спасителя галактики.
С первой же миссии возникает вопрос: "Тысяча чертей, а где инвентарь!?". А доступен он только на корабле (там же можно настроить внешний вид) или после нахождения огнестрельного оружия, а так же в редких мастерских. Сомнительное нововведение. После приходит другой: "Да кто же этот ирод, что так изуродовал "Нормадию", да так, что хоть глаза выкалывай, чтобы не глазели на это убожество?". ... А еще они не пускают мужского персонажа в женский туалет в жилом отсеке. Кто же будет проверять, не спрятался ли в душевой кабинки вражеский гет? Конечно, дизайн - дело сугубо личное, а вот разделение корабля на несколько частей и дурацкая синяя рамка проверки к лишнему. Неудобно это. Очень не удобно. Так же неудобно, как когда все игровые действия (кроме экрана группы и стрельбы) совершаются нажатием ОДНОЙ кнопки. Пытаешься сходу атаковать врага, бежишь к нему с дробовиком наперевес, уже готов к быстрой разборке, нажимаешь кнопку перепрыгивания через ящики... Но камера повернута немного не так, как надо, и герой, скорчившись, прячется за ящик, и чуть позже огребает от зашедшего сзади дружка противника. Иногда, вместо пригибания, персонаж перекатывается. Консольщина, как есть.
От консоли игре кстати досталась и графика, которая, на мой взгляд, выглядит слегка устаревшей.
Те, кто вдоволь по-измывались на MW3, будут довольны новым поводом для зубоскальства, как над графикой, так и над заточенностью игры под аудиторию Call of Duty: Modern Warfare 3.
Вдобавок, (хотя это наверно чисто моя претензия к игре) командор бегает, как зажавший между ног арбуз, орангутанг (либо ему трусы жмут), а за укрытиями передвигается боком, как мучимый радикулитом и сколиозом крабо-шимпанзе. А сами персонажи выглядят слегка вздувшимися. Но это, повторюсь, личные впечатления. Не хочется долго обсуждать графическую составляющую игры. Плоха она, или же хороша — на вкус и цвет товарища нет. И все же, внешний вид игры мог бы быть и получше, то же самое касается анимации.
По-настоящему поражает проработанность игрового мира. В случайных диалогах столько импрессии, что короткие сценки захватывают больше, чем сюжет. Кодекс частенько пополняется из окружающего мира, а не из безликих записей уже мертвых людей.
Отыгрывание роли дошло до логического конца. Игрок может выбрать: 1) Злой вариант. Внизу, справа; 2) Добрый. Вверху, справа; 3) Нейтральный. Посередине, левая часть.
Нету никакого чередования, все до безобразия просто. Выбери нужную и наслаждайся кино. Иногда речь, произносимая командором, не слишком соответствует выбранному варианту на диске. А так... Герои сверху, злыдни снизу. На развилках сюжета тоже более-менее ясно, что выбирать, благо подсказок уйма (игрока предупреждают). Осторожно выбирать придется только в одном случае, при общение с Кейданом, если вы не хотите оказаться свидетелем гомосексуальной сцены с участием мужчин. Опыт DA 2 пошел Bioware на пользу, нетрадиционной ориентации персонажей в игре мало, по одно на Шепарда и Шепардину. Почему по одному? Да потому что состав группы, следующей за игроком, очень скромен. Гаррус, Лиара, Тали, Эшли/Кейдан, Миранда и т.д. Некоторые персонажи будут в группе только на время определенной миссии. А еще часть персонажей можно спасти только с сохранением из Mass Effect 2.
И еще парочка слов парочку о недостатках.
Еще немного раздражают ситуации, когда диалог спутников или простых обывателей прерывается на полуслове, когда вы активируете следующий триггер, даже если это простая активация лифта.
Небольшие роли особо опекаемых персонажей из предыдущих частей (хотя история Легиона очень занимательна).
Фух, вроде все.
А теперь то, на что так надеялись фанаты; то, что вызвало такой ажиотаж вокруг игры; то, что разрекламировали по всему интернету — главная "фишка" игры. Мультиплеер. (см. превью кооператива). Этот серенький отстрел компьютерного противника с друзьями, с даже не совсем друзьями, скорее приятелями или просто незнакомыми людьми. Разницы нет. Но конечно есть шанс поиграть вместе с незнакомой вам девушкой из Facebook'a, вдруг ей понравиться ваша манера игры, и у вас будет секс, а потом дети... Кроме типа своего напарника можно выбрать класс. Ну и самое главное для идеалистов, сложно получить идеальное завершение игры, если вам не будут помогать ваши друзья в кооперативе. Пока Шепард спасает галактику, вы спасаете планеты, как на настоящей войне. Противник не важен, он везде одинаково туп, управление неудобное, а декорации однообразны.
И как же игра в целом?
В целом игра восхитила мою кровожадную душу. Это война. Это постоянные бои, адское месиво, толпы вражеский боевых единиц вперемешку с боссами, космические корабли, боевые флоты, эпичность и размах игры, постоянные смерти персонажей, сложные выборы (особенно при отыгрывание "добряка"). Эта отличная смесь пострелушки вроде CoD:MW3 и RPG наподобие DA 2 получит свою порцию похвал, как от основной массы игроков, так и от более элитарных групп игроков, которые могут могут назвать игру противным, но емким словом "казуальщина". Хотя... концовка многим доставит пару минут когнитивного диссонанса. А некоторых приведет к исключительно сильной негативной реакции.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 9.4/10
Такую игру сложно оценить по достоинству. В нее стоит просто сыграть. Или, если не играть, то провести время с друзьями на улице. Или одному, но не за приставкой или монитором компьютера. А я пока в Baldur's Gate сыграю...