Разбираем самые раздражающие и коварные статусные эффекты, отравляющие игровой опыт в Souls-like играх.
Как же дорого иногда обходятся невинные странствия по мрачным землям Soulsborne! Вы просто гуляли, никого не трогали (ну, может, пару-тройку монстров пришлось отправить на перерождение), как вдруг неприметный противник, похожий на бродячую швабру с зубами, опрыскивает вас чем-то мерзким. И вот уже полоска здоровья тает, как мороженое на солнцепеке, а персонаж корчится в агонии, пока вы лихорадочно пытаетесь вспомнить, в каком же кармане завалялось противоядие. Добро пожаловать в мир статус-эффектов, где «неприятность» — это еще мягко сказано!

Хардкор и командная игра: 10 лучших Souls-like игр с кооперативом!
Бросьте вызов тьме плечом к плечу с верными соратниками....
Миядзаки, кажется, провел не один вечер, размышляя над вопросом: «А как бы еще помучить игрока?». Результатом этих садистских мозговых штурмов стали такие изощренные статус-эффекты, что порой хочется швырнуть геймпад в стену и пойти играть в что-нибудь более дружелюбное, вроде «Веселой фермы». Но мы-то знаем, что за этой болью скрывается особое удовольствие, ведь нет ничего слаще, чем преодолеть все эти ядовитые болота, проклятые подземелья и морозные пустоши, чтобы в конце концов сказать врагу: «Ну что, кто тут теперь в статусе 'босс'?».
10. Яд: когда даже болото хочет тебя убить
Старый добрый яд — первое знакомство с миром Soulsborne для многих из нас! Помните то чувство беспомощности, когда вы впервые забрели в Блайттаун или Долину Осквернения, и ваша полоска здоровья начала таинственным образом тлеть? Зеленая мерзость под ногами, которая выглядит как результат несварения у какого-то древнего божества, медленно, но верно превращает вашего героя в инвалида. Вы бежите к относительно сухому месту, лихорадочно глотаете лечебные травы, а болото, кажется, злорадно хихикает за спиной.
К счастью, яд в мире Soulsborne — это скорее медленная пытка, чем мгновенная казнь. Урон он наносит минимальный, словно издеваясь над вашим терпением, а не здоровьем. Со временем, бродить по ядовитым топям становится чем-то вроде неприятной рутины — как поход к стоматологу или оплата коммунальных счетов. И все же, собираясь в очередное приключение, не забудьте запастись пучками мха и запомнить золотое правило: как бы весело ни казалось, кувыркаться в грязи — плохая идея. Поверьте, ваши легкие вам еще пригодятся!
9. Яйцеголовость: когда ты сам становишься инкубатором
Представьте вечеринку-сюрприз, на которой вы — главное блюдо. Именно так можно описать ощущения, когда ваша голова превращается в уютное гнездышко для отвратительных паразитов в Dark Souls. «Яйцеголовость» — это не про интеллектуальное превосходство, а про то, как ваш череп становится домом для пульсирующей массы, которая выглядит как результат неудачного эксперимента по скрещиванию яичницы и медузы. А самое прекрасное? Эта штука высасывает половину ваших с таким трудом заработанных душ, словно вы подписались на какую-то космически невыгодную подписку.
Пожалуй, единственный «бонус» от этого незваного соседа на вашей макушке — это новая анимация пинка, которая вряд ли компенсирует невозможность надеть шлем и постоянное чувство, что в вашей голове кто-то устроил новоселье. К счастью, избавиться от этой напасти можно с помощью противопаразитарного яйцеверного средства — и вуаля, ваша голова снова принадлежит только вам! Мораль истории? В следующий раз, когда увидите ползающее существо, покрытое паразитами, возможно, стоит проявить социальную дистанцию шириной примерно с небольшую галактику.

Зловещие топи: 10 самых запоминающихся болот в играх
Мрачные воды, опасные твари и забытые секреты!...
8. Кровотечение: когда твой персонаж превращается в ходячий фонтан
Вы спокойно исследуете новую локацию, любуетесь мрачными пейзажами, как вдруг — бам! — на экране появляется зловещая красная полоска, которая наполняется быстрее, чем ваше терпение на очередном сложном боссе. Что вызывает эту кровавую катастрофу? Возможно, это личинки, превращающие вашего героя в шведский стол, или какое-нибудь мерзкое существо с острыми как бритва конечностями. Не успеваете опомниться, как огромный кусок вашего здоровья исчезает в никуда, словно зарплата за день до получки, а кровь продолжает хлестать, будто вы внезапно стали главным героем фильма Тарантино.
От кого можно схлопотать это «удовольствие»? Список впечатляет: омерзительные пиявки, кровожадные мухи размером с хорошего кота, и, конечно же, гуманоиды с мечами, настолько острыми, что они, кажется, могут разрезать сами небеса. Особую «любовь» испытывают к кровотечению PVP-игроки в Dark Souls 3, где клубы сражений Иритилла кишат любителями изогнутых картусских мечей. Эти ребята заставляют вашу кровь течь буквально и фигурально, нанося урон поверх уже полученного. И знаете что? Если не можешь победить этих кровопийц — возможно, стоит к ним присоединиться! В конце концов, что может быть веселее, чем превратить другого игрока в человеческое решето?
7. Окаменение/Ужас/Смертельная скверна: смерть в модном костюме
Думаете, медленно терять здоровье от яда — это верх неприятностей? Ха! Познакомьтесь с троицей эффектов, которые просто говорят вам: «Привет! А теперь умри». Когда на экране начинает заполняться зловещая полоска, единственное разумное решение — бежать быстрее чем бегун на олимпиаде или превратиться в мастера уклонений, иначе... Что ж, скажем так, вы получите возможность полюбоваться экраном загрузки.
Это, пожалуй, самые лениво придуманные эффекты во всей серии. И, честно говоря, немного обидно, что разработчики не проявили больше фантазии. Представьте, если бы «Окаменение» замедляло движения, превращая вас в медленно шаркающую статую, а «Ужас» снижал показатели атаки и защиты, заставляя руки дрожать от страха? Но нет, они просто выбрали кнопку «убить игрока» и назвали это механикой. По сравнению с другими, более продуманными эффектами, это выглядит примерно так же изобретательно, как решение задачи по математике методом взрыва калькулятора.
6. Обморожение: когда Снежная Королева целует по-взрослому
Раздражающее обилие холодных локаций в Soulsborne — как зимние месяцы в Магадане: кажется, что им нет конца. Куда ни глянь — всюду снежные пустоши и морозные подземелья, от Иритилла до заснеженных горных хребтов Elden Ring. А местные обитатели? Они, похоже, окончили высшую школу ледяных искусств, так и норовя обдать вас морозным дыханием или окатить ледяной волной. И пока вы стоите, замерев, словно неудачно обыгранный в «Море-Волнуется-Раз», враги радостно превращают вас в фарш для замороженных полуфабрикатов.
Веселье от обморожения не ограничивается просто уроном. Оно, как квартирант-алкоголик, забирает приличный кусок вашего здоровья, замедляет восстановление выносливости и, словно этого мало, повышает вашу уязвимость к атакам. Особенно «радуют» боссы вроде Сестры Фриде, Смертельной Птицы или Божественного Танцующего Дракона, превращающие обморожение в смертельное искусство. Так что, дорогой искатель приключений, запасайся предметами с защитой от холода и, может быть, теплой курткой. Хотя, судя по тому, как быстро твой персонаж превращается в ледяную скульптуру, ему бы пригодился скорее термоядерный реактор в кармане.
5. Истощение: лучше бы тебя постигла смерть
Думаешь, нет ничего хуже внезапного осознания, что ты стареешь и тело уже не слушается как прежде? Что ж, вероятно, есть множество вещей похуже, но Истощение в Sekiro умудряется воплотить эту концепцию в цифровом формате с такой точностью, что вызывает почти экзистенциальный ужас. Представьте: вы только что были грациозным шиноби, порхающим между врагами как божественный вихрь возмездия, и вдруг — бам! — превращаетесь в жалкое подобие себя, будто старик, забывший принять таблетки от артрита. Ваша жизненная сила тает быстрее мороженого на экваторе, а передвижения напоминают черепаху, застрявшую в патоке.
Но самое прекрасное в этом статус-эффекте — полный букет ограничений, превращающий вас в бесполезную боевую единицу. Ваши атаки становятся настолько жалкими, что враги, кажется, начинают испытывать к вам сочувствие, а способность воскрешения — та самая фишка, ради которой вы вообще выбрали эту игру — блокируется. Словно игра говорит: «Эй, помнишь свои крутые навыки? Забудь. Теперь ты просто мешок с костями». Если такая участь постигла вас, остаётся всего три варианта: переждать (если повезёт дожить), убить того, кто наложил на вас проклятие (с силой вареной макаронины — удачи), или просто признать поражение и отправиться домой. Иногда в мире Soulsborne отступление — действительно самая храбрая стратегия.

Бой продолжается. Боссы с лучшими вторыми фазами боя
Боссы в видеоиграх могут быть интересными, чаще всего это происходит, когда битва с ними состоит из нескольких фаз. Собрали лучшие примеры эффектных...
4. Безумие: когда твой разум превращается в кашу
В мрачной вселенной Elden Ring есть статус-эффект, сводящий с ума не только персонажа, но и игрока — буквально. Безумие отличается от других неприятностей не столько уроном (хотя он тоже есть), сколько парализующим оцепенением, когда шкала заполняется. Если вы имели «удовольствие» встретиться с Мидрой в DLC, то знаете, о чём речь — ваш персонаж замирает с выражением лица, будто только что увидел счёт за коммуналку после зимы, а вы беспомощно наблюдаете, как он превращается в беззащитную мишень. Эти несколько секунд растягиваются в вечность, словно ожидание своей очереди в поликлинике, пока враги с радостью превращают вас в фарш.
Самое коварное, что безумие накапливается с пугающей скоростью — как будто ваш разум был картой памяти с ограниченным объёмом, внезапно заполненной космическими знаниями. Помните тот холм возле башни, наполненной существами с жёлтыми глазами у Великого Подъёмника Дектуса? Одного взгляда достаточно, чтобы твой персонаж начал видеть розовых единорогов там, где их нет. И что особенно обидно — когда ты сам пытаешься использовать заклинания безумия против врагов, они работают с эффективностью детского водяного пистолета. Так что берегите свой рассудок и держитесь подальше от тех жутких жёлтых глаз, смотрящих прямо в душу — ваш мозг вам ещё пригодится для будущих смертей.
3. Токсичность: когда яд надевает смокинг и бронежилет
Если обычный яд — это кашель и насморк, то токсичность — это рак легких с последней стадией метастазов. В мире Dark Souls токсичность заслужила особое место в Пантеоне Игровых Мучений, обгоняя по популярности даже надпись «Вы умерли». Главные распространители этой гадости — маленькие уродцы с духовыми трубками в Блайттауне, которые, похоже, получают садистское удовольствие, превращая ваше приключение в отчаянный поиск эстуса. Представьте: вы бредете вслепую по шатким деревянным платформам, пытаясь не упасть, а полоска здоровья тает быстрее сладкой ваты в руках шестилетнего ребенка.
Но самое «восхитительное» в токсичности — это то, что избавиться от нее почти так же сложно, как от назойливого родственника в праздники. Забудьте о простом мхе — вам понадобится цветущий моховой комок, который встречается реже, чем честный политик, или божественное благословение, количество которого ограничено сильнее, чем ваше терпение. И даже если вы чудом исцелились, велика вероятность, что через секунду какой-нибудь любитель дуть в трубочку снова одарит вас зеленым «подарком». В такие моменты единственная стратегия — бежать к костру так, будто за вами гонится сам дьявол с налоговой декларацией, надеясь, что токсичность не успеет отправить вас на перерождение раньше.
2. Безумный порыв (Френзи): когда твой мозг решает устроить фейерверк
Френзи из Bloodborne — настоящая жемчужина садизма в короне FromSoftware! Представьте, что вы внезапно теряете 70% здоровья просто потому, что какое-то существо посмотрело на вас не так. И нет, вам даже не нужно вступать в контакт с врагом — достаточно попасть в поле зрения некоторых созданий, и шкала Безумного порыва начинает заполняться так быстро, словно кто-то нажал кнопку самоуничтожения в вашей голове. Помните тот «приятный» подъем на холм под пристальным взглядом Мозга Менсиса? Бег, достойный олимпийского золота, где финишной чертой становится ближайший укрытие, а проигравших ждет не серебряная медаль, а взрыв головы.
И что особенно гениально в этом статус-эффекте — он идеально вписывается в концепцию игры. Чем больше у вас Озарения (местная валюта космического понимания), тем быстрее вы подвержены Френзи. Словно сама игра говорит: «О, ты решил копнуть глубже в тайны мироздания? Ну-ну, посмотрим, выдержит ли твой разум». Это как читать запрещенную книгу — с каждой перевернутой страницей вы все глубже погружаетесь в бездну безумия. Так что держите при себе успокоительные (и не только в игре, пожалуй), иначе рискуете закончить свое приключение, превратившись в фонтан крови прямо посреди улицы Ярнама. А ведь местным жителям и так проблем хватает!

10 лучших игр с несколькими концовками и разветвленным сюжетом
Мир историй, где каждое «плохое» решение — это просто новая возможность....
1. Проклятие — неизбежное знакомство с отчаянием
Если вы думаете, что уже испытали все оттенки агонии в мире Soulsborne, то позвольте напомнить о статусе «Проклятие» из первого Dark Souls. Это как встретить налоговую инспекцию в самый неподходящий момент — неожиданно, болезненно и последствия ощущаются ещё очень долго. Представьте: вы, неопытный путник, забрели в лабиринт канализации, бодро расправляетесь с крысами-переростками, когда вдруг проваливаетесь в дренажный сток. В мгновение ока вас окружают отвратительные монстры с гигантскими фальшивыми глазами, выпускающие облака ядовитого газа. Паника, хаотичные удары мечом — но уже поздно. Вы прокляты.
Самое издевательское в «Проклятии» — это то, что оно преследует вас даже после смерти, словно кредит на недвижимость. Вы приходите в себя где-то далеко от места гибели, половина вашей полоски здоровья просто испарилась, а вы понятия не имеете, как от этого избавиться. Да, это случилось со мной, и я искренне верил, что это глюк игры! Конечно, опытные игроки заранее запасаются очищающими камнями у Женщины-торговца из Нежити, но откуда новичку знать такие тонкости? Хотя есть и светлая сторона у проклятия — теперь вы можете сражаться с призраками в Новом Лондо... Утешает, правда? Как найти плюсы в том, что вам оторвали ногу, но подарили красивый костыль.
Статус-эффекты в играх FromSoftware — это как особый вид отношений: сколько бы они нас ни мучили, мы всё равно возвращаемся за новой порцией страданий. Разработчики создали настоящую симфонию боли, где каждый негативный эффект звучит своей уникальной нотой мучений — от леденящего ужаса «Проклятия» до медленной агонии «Кровотечения». Всё это — неотъемлемая часть той безумной любви, которую мы испытываем к этим играм. Подобно тому, как гурманы наслаждаются острейшим перцем, игроки в Souls-игры получают извращённое удовольствие, когда их персонаж корчится в предсмертных судорогах от очередного коварного эффекта.
Но возможно, самое удивительное в этих статус-эффектах — то, как они меняют наш игровой подход. Мы начинаем запасаться противоядиями как будто готовимся к концу света, планируем маршруты с осторожностью сапёра на минном поле и вскрикиваем при виде любого противника с подозрительной аурой. Статус-эффекты FromSoftware превратили нас из бесстрашных героев в параноидальных выживальщиков, вздрагивающих от каждой тени. И всё же, несмотря на все эти издевательства (а может быть, именно благодаря им), мы продолжаем возвращаться в эти миры, потому что именно такая бескомпромиссная жестокость и делает победу по-настоящему сладкой. Ведь что может быть приятнее, чем наконец-то пройти зону без единого статус-эффекта и с гордостью подумать: «В этот раз я тебя переиграл, Миядзаки!».