Французы создали JRPG мечты, пока Square Enix топчется на месте.
Final Fantasy царила в мире JRPG десятилетиями, но французские разработчики из Sandfall Interactive замахнулись на святое — и у них получилось создать что-то по-настоящему особенное. Clair Obscur: Expedition 33 врывается в жанр с такой дерзостью, что Square Enix наверняка нервно покусывает губы. Пока японские мастера продолжают жонглировать привычными формулами, новички предлагают свежий взгляд на пошаговые сражения, исследование мира и повествование — и делают это настолько убедительно, что возникает законный вопрос: а не пора ли признать, что студенты превзошли учителей? Готовьтесь узнать, как французская дебютная работа переписывает правила игры в жанре, который казался незыблемым.

ТОП-10 современных аниме-игр в жанре «тактика»
Десятка современных стратегий в аниме-стиле для фанатов Final Fantasy Tactics и Vanguard Bandits!...
6. Боевая система: Пошаговость снова в деле
Square Enix в погоне за модой последние двадцать лет меняла боевую систему Final Fantasy с завидным постоянством. Результат? Серия превратилась в экшен с переменным успехом — FF16 получилась спорной, а FF7: Rebirth показала отличную командную боевку. Но родилась-то Final Fantasy на пошаговых сражениях, от которых издатель отказался под предлогом того, что такое больше не продается.
Clair Obscur разбивает этот миф в пух и прах. Здесь вам предлагают интерактивную боевую систему, где нужно уворачиваться, парировать и попадать в нужный момент, чтобы усиливать атаки. Получается зрелищно, затягивает и работает безупречно — лучшая пошаговая боевая система, которую приходилось лицезреть. Final Fantasy отказалась от пошаговых сражений в 2006 году, начиная с FF12, и с тех пор экспериментирует с экшен-элементами, получая спорные результаты. Clair Obscur показывает, как можно вернуться к истокам, добавив современные фишки вроде парирования, которые делают процесс живым и захватывающим.
5. Взрослые персонажи для взрослых игроков
Диалоги в Clair Obscur живые, персонажи ощущаются людьми с собственными историями, а не картонными фигурками. Вы можете понять Густава и Софи, которые расстались из-за разных взглядов на детей. Переживания Ренуара, готового пожертвовать всем ради спасения семьи, или Маэль, выбирающей между кровными родственниками и теми, кого считает родными, — все это знакомо и близко.
А теперь вспомните героев Final Fantasy. Клайв — рыцарь благородных кровей, который половину времени несет пафосную чушь. Лайтнинг — практически сверхчеловек, раскрывающая свою историю порциями по 50 часов и обладающая эмоциональностью школьной доски. Персонажи Clair Obscur написаны с пониманием того, что игроки выросли и хотят видеть героев, которые говорят и чувствуют по-человечески, а не декламируют заученные фразы про дружбу и судьбу.

Сколько нужно сотрудников Ubisoft для создания лучшей игры столетия? Оказалось, что не более полудюжины
Релиз ролевой игры Clair Obscur: Expedition 33 от Sandfall Interactive пошатнул индустрию отвратительных ААА-игр....
4. Побочные квесты, которые важны
Дополнительный контент в Clair Obscur работает на сюжет, а не против него. Одни квесты предлагают головоломки, другие ведут через жестокие подземелья с захватывающими боссами в финале. Главное — они имеют смысл. Например, в третьем акте, если решите преследовать Алисию, вас ждет длинное подземелье с суровыми противниками и финальным боссом, который проверит ваш уровень на прочность.
Завершив этот квест, вы получите потрясающую кат-сцену с огромными сюжетными последствиями, которая делает финальный выбор еще сложнее. Другие побочные области предлагают углубление в лор, трогательные моменты персонажей и эпические битвы. Final Fantasy давно не баловала качественным дополнительным контентом — FF7: Rebirth засыпала вышками в стиле Ubisoft, а FF16 предлагала давиться скучнейшими побочками. Clair Obscur предлагает разнообразный опциональный контент, включая легкие платформерные головоломки для тех, кто хочет отдохнуть от мрачной атмосферы.
3. Система прокачки, которая не превращает вас в хомячка
Помните то чувство, когда в Final Fantasy вы получаете новую способность, и она отличается от предыдущей разве что цифрой урона? Clair Obscur решает эту проблему радикально — каждая новая способность меняет саму суть боя. Вместо скучного увеличения статистик на пару пунктов, вы получаете инструменты, которые переворачивают тактику с ног на голову.
Final Fantasy словно боится дать вам слишком много игрушек — лимит-брейки появляются раз в сто лет, призывы используются от случая к случаю, а в остальное время вы тыкаете одними и теми же кнопками. Clair Obscur щедро высыпает перед вами целый арсенал приемов с комбо-эффектами, вторичными свойствами и возможностями синергии между персонажами. Разработчики явно не страдают от скупости Square Enix.

Популярные игровые серии, которые сначала были спин-оффами
Иногда «побочный» спин-офф оказывается настолько удачным и жизнеспособным, что со временем обретает самостоятельную ценность....
2. Кастомизация персонажей без границ
В Final Fantasy 10 получил Лулу — будешь магом, получил Тидуса — будешь бегать с мечом. Ролевая система большинства игр серии напоминает железную клетку с табличкой «место занято». Clair Obscur предлагает чистый лист, где вы сами решаете, кем станет каждый персонаж.
Хотите превратить Маэль в бойца, которая сносит врагов одним ударом? Пожалуйста. Желаете сделать из Луны камикадзе, которая жертвует собой ради баффов команды, но автоматически воскресает благодаря специальной способности? Нет проблем. Системы Пикто и Люмина дают такой простор для экспериментов, что Final Fantasy со своими жесткими рамками выглядит музейным экспонатом. Свобода творчества против диктата разработчиков — выбор очевиден.

8 отличных RPG, который провалились в продажах
В мире видеоигр успех на полках магазинов — далеко не всегда показатель настоящей ценности проекта. Эти восемь RPG — яркое тому подтверждение....
1. Сложность, которая заставляет напрячь мозги
Final Fantasy всегда была серией для комфортного прохождения — столкнулись с трудностями, потратили пару часов на фарм, и вот вы уже сметаете боссов. Clair Obscur сразу дает понять: здесь так не прокатит. Уровень прокачки персонажей гарантирует разве что право участвовать в битве, а не победу в ней.
Каждая схватка требует от вас изучения ритма противника, точности реакций и стратегического мышления. Босс-файты превращаются в танцы со смертью, где одна пропущенная контратака может стоить всей партии. Никакого спама зелий и воскрешений — только мастерство и понимание механик. Отличная встряска для тех, кто привык побеждать кошельком, а не головой.
Final Fantasy всегда будет легендой, но легенды имеют свойство покрываться пылью времени. Clair Obscur: Expedition 33 появилась в нужный момент — когда жанр нуждался в глотке свежего воздуха. Французы взяли лучшее из классических JRPG и добавили современное понимание того, как должны работать игры в 2025 году. Результат получился настолько убедительным, что хочется аплодировать: новое поколение разработчиков не боится бросить вызов титанам индустрии. Возможно, пришло время признать — факел передан, и горит он ярче прежнего.