Текстовая версия
В этой статье мы с вами обсудим то, как в сетевых шутерах реализуется кроссплей, нужен ли он шутерам, какие у кроссплея есть плюсы и минусы, а также есть ли какие-то перспективы у кроссплатформы между консолями и ПК, или это просто временный тренд, от которого разработчики в скором времени откажутся?
Предлагаю сразу дать определения кроссплею и кроссплатформе, чтобы потом к этому уже не возвращаться.
Кроссплатформа – это способность програмного продукта запускаться на различных устройствах.
Тогда как кроссплей – это функция игры, дающая пользователям с разных игровых платформ возможность взаимодействия друг с другом.
Кроссплатформа – это способность програмного продукта запускаться на различных устройствах.
Тогда как кроссплей – это функция игры, дающая пользователям с разных игровых платформ возможность взаимодействия друг с другом.
Для удобства восприятия информации эти два понятия мы разделять не будем и в дальнейшем, говоря о кроссплатформе или кроссплее, я буду иметь в виду возможность одновременной игры с различных платформ.
История кроссплея
Идея объединить игроков с различных игровых устройств не нова, так приставка Sega Dreamcast еще в 1998 году была оснащена модемом, что позволяло ее владельцем играть совместно с пользователями ПК в такие игры, как Maximum Pool, Quake 3 Arena и некоторые другие.
В 2002 году Sony продемонстрировала возможность онлайн-игры между PlayStation 2 и компьютерами в Final Fantasy 11.
А в 2012 году функция кроссплатформенной игры между PlayStation 3 и ПК была убрана из игры Counter-Strike: Global Offensive буквально за несколько месяцев до релиза. Негласной причиной являлось несоответствие серверов Sony стандартам Valve.
Все это говорит о том, что всегда существовали некоторые практические ограничения для кроссплатформы. Главная техническая проблема, с которой сталкивается кроссплатформенная игра на консолях, – это сетевая связь между платформами, которые управляются различными протоколами.
Однако в середине сентября 2017 года данные технические ограничения удалось преодолеть, в результате чего кросспплей на короткое время позволил игрокам на компьютере, PlayStation 4 и Xbox One играть вместе в Fortnite.
Время шло, и уже в 2019 году возможность играть вместе владельцам основных консолей и ПК была предоставлена на постоянной основе все в той же Fortnite. Затем аналогичная функция кроссплея появилась в Rocket League, Minecraft и Call of Duty: Modern Warfare (2019).
В 2020 году кроcсплей продолжает набирать популярность, так, 6 октября 2020 в Apex Legends начался его бета-тест. А в выходящей 13 ноября 2020 г. новой части Call of Duty: Black Ops - Cold War, у которой только недавно закончился бета тест, функция кроссплея будет предусмотрена с самого релиза.
Как вы, наверное, успели заметить, 4 последние упомянутые мной игры являются шутерами, т.е. играми, где помимо скила, многое решает AIM (АИМ) или скорость наведения на цель. А как вы сами понимаете, при кроссплаформенной игре лоб в лоб сталкиваются игроки на геймпаде и на клавиатуре с мышкой.

Как играть на Android с помощью геймпада, клавиатуры или мышки. Настройка Panda Pro
Данный способ позволяет владельцам любых Android устройств играть в игры с помощью USB-контроллеров, даже если в игре нету поддержки данных устройств!...
Я сейчас не буду говорить, что тот или иной девайс для управления лучше, к этой теме я вернусь чуть позже, а вот вам предлагаю написать в комментариях под этим постом, что же круче, по вашему мнению, клавиатура и мышь или геймпад?
Если с кроссплеем между ПК и основными консолями все более или менее ясно, то с кроссплеем между современными приставками все гораздо сложнее. Так, компания Sony изначально не хотела разрешать кроссплатформенную игру с другими консолями в течение первых пяти лет после выхода PS4. 26 сентября 2018 года Sony объявила, что разрешит кроссплатформенную игру на PlayStation 4 «для избранного стороннего контента» и в тот же заявила, что решение разрешить кроссплатформенную игру между консолями было «серьезным изменением политики компании».
Также руководство Sony отмечало, что кроссплатформенная игра будет пользоваться большим спросом у игроков PlayStation 4. Одними из первых игр с поддержкой кроссплея между приставками от Sony и Microsoft стала PUBG (примерно с октября 19 года), потом подтянулись Black Desert, World of Tanks и еще несколько игр.
А теперь переходим к особенностям кроcсплея в сетевых шутерах:
- кроcсплей не является принудительным, вы можете его в любое время подключить или отключить по своему желанию;
- на консолях при включенном кроссплее сохраняется режим помощи при прицеливании, тогда как на ПК сохраняются все установки чувствительности мышки и иные настройки;
- вы всегда видите, с пользователями каких платформ играете текущий матч, а также какое средство ввода использует тот или иной игрок;
- на данный момент во многих играх планируется введение функции кросспрогрессии, т.е. возможность переноса своего прогресса с одной платформы на другую.
Если я, по вашему мнению, что-то упустил, то прошу отметить это в комментариях, а мы едем дальше.
Минусы кроссплея
Первый и самый главный минус – это читеры с ПК.
Да-да-да, вы можете сказать, что это так банально, но это факт. После открытой беты кроссплея Black Ops Cold War западные игроки на форумах, да и отечественные ютуберы и игроки стали активно обсуждать эту проблему.
И тут вы можете сказать: «подожди, Максим, так разве в том же Warzone не было большого количества банов за читы?» Да, были, вы правы, но именно бета Cold War показала, насколько невыносимой может стать игра, когда никто не банит читаков, и это как раз взволновало игроков, особенно консольщиков, которые тут же предложили ограничить кроссплей исключительно между консолями от Microsoft и Sony.
Не то чтобы среди консольщиков нет читеров, они, конечно, есть, как есть и прошитые консоли и все такое прочее, но таких консольщиков по сравнению с читерами на ПК значительно меньше. Потому что если вы читерите на ПК, то рискуете получить бан учетки в какой-то игре стоимостью до 2-3 тысяч рублей, а вот забаненная консоль стоимостью 15-20 тысяч рублей это уже совсем другой разговор.
Таким образом, я думаю, что читеры – это самая главная проблема кроcсплея. И это то, что может погубить кросплей как постоянную функцию в сетевых шутерах.
Второй минус – это консервативность самих игроков.
Согласитесь, что большинство из нас обладает средними навыками игры, включая навыки управления мышью и геймпадом. И только единицы обладают талантом или даром играть как про хоть на геймпаде, хоть на клаве-мыши. Так вот, человек является существом слегка боязливым и не любящим выходить из зоны комфорта, поэтому вряд ли большинство из нас пойдет играть с игроками на противоположной платформе без особой на то нужды.
Как будет рассуждать средний игрок на приставке: «Итак, что я знаю о пека: там полно читеров, макросов на мышке и прочих свистелок и перделок, благодаря которым пекари получают несправедливое преимущество. Короче, нахрен этот ваш кросплей, мне тут и без него неплохо.»
Как будет рассуждать игрок с ПК: «Ага, да что там эти клоуны со своими джойстиками, на которых не иначе как клешнями играть не получится, я их быстренько всех уделаю под орех.» Врубает такой игрок кросплей, натыкается на ребят с подключенными к консоли клавой и мышью, на тех же читаков или более скиловых игроков на геймпаде, ловит когнитивный диссонанс и... вырубает кроссплей, мол, да ну его, там одни читаки и эмуляторщики, пойду-ка, затащу еще одну каточку в *подставте название игры без кроссплея*.
Как будет рассуждать игрок с ПК: «Ага, да что там эти клоуны со своими джойстиками, на которых не иначе как клешнями играть не получится, я их быстренько всех уделаю под орех.» Врубает такой игрок кросплей, натыкается на ребят с подключенными к консоли клавой и мышью, на тех же читаков или более скиловых игроков на геймпаде, ловит когнитивный диссонанс и... вырубает кроссплей, мол, да ну его, там одни читаки и эмуляторщики, пойду-ка, затащу еще одну каточку в *подставте название игры без кроссплея*.
Конечно, я это говорю не без доли иронии, но вы должны понимать, что такие сценарии вполне себе реалистичны.
И последний минус, даже скорее не минус, давайте назовем это ньюансом кроссплея.
Это некое незначительное преимущество мышки перед геймпадом...
И прежде чем ставить дизлайки этому посту, давайте я вам сейчас все объясню…
Я перешел с ПК на консоли более 5 лет назад и вначале я очень страдал в шутерах от первого лица, геймпад мне казался дико неудобным, но со временем мой АИМ улучшился, я адаптировался, и в некоторых шутерах мой показатель КД даже вырос.
Так вот, являясь преимущественно консольным игроком, я считаю, что при прочих абсолютно равных обстоятельствах, как то: используемые перки и оружие, усталость игроков, позиция и пр. Именно мышь будет иметь незначительное но все же преимущество над джойстиком.
Не согласны? Тогда давайте проведем эксперимент, возьмите лист бумаги формата а4, положите ближе к верхнему краю листа коробок спичек, телефон или там шоколадку и обведите его, а теперь положите уже на противоположную часть листа вашу шоколадку или что вы там взяли.
А затем попробуйте сначала только большим пальцем передвинуть ваш предмет, не отрывая его от листа, четко на обведенную вами область, а затем проделайте то же самое тремя или 4мя пальцами.
Думаю, разница будет очевидна, а моя мысль ясна. Хотите сказать, спорный ньюанс? Согласен, прошу в комментариях изложить свою позицию!
Ну, с минусами закончили, переходим к плюсам.
Плюсы кроссплея
Самый очевидный плюс – это возможность играть вместе с друзьями, у которых нет приставки или компьютера в одну игру. Если вы думаете, что такое редкость, то нет, вполне себе частое явление. Как пример могу привести свою ситуацию: у большинства моих друзей нет PS4 (да и вряд ли им она вообще понадобится), в связи с чем, по сути, единственным способом нам вместе поиграть в тот же Apex Legends является кроссплей.
Вторым несомненным плюсом является объединение комьюнити. Никто из игроков не чувствует себя замкнутым в некой резервации, что позволяет игрокам не только свободно взаимодействовать друг с другом, но и общаться сразу внутри игры, делиться опытом, впечатлениями, находить друзей с различных платформ, т.е. по сути, кроссплей способствует некоему социальному единению геймеров и, возможно, именно благодаря кроссплею мир забудет о всяких консольных войнах.
Третий плюс заключается в том, что большое количество игроков будет способствовать росту популярности отдельных режимов в конкретной игре. Можно вспомнить Battlefield 4, в котором было огромное количество интересных, но при этом мертвых режимов, к примеру, соединение, штурм авианосца и другие.
И последний, но не менее важный плюс, это продление жизни проекту.
Чем больше у игры одновременный онлайн, тем дольше разработчикам будет интересно, а главное, прибыльнее поддерживать их проект.
Я на сто процентов уверен, что если бы Respawn Entertainment по примеру Apex добавила бы возможность кроссплея в Titanfall 2, это моментально оживило бы почти что мертвый мультиплеер данной замечательной игры.
Ну а с плюсами у меня все. Да, вы можете сказать, что вроде их и не очень много, да и все они по большей части сводятся к удобству самих игроков и их объединению. Если вы хотите что-то добавить, прошу вас проследовать в комментарии, где вы сможете поделиться со мной своими мыслями по поводу других положительных сторон кроссплея.
Перспективы
Кроссплей в шутерах входит в активную стадию своего развития. Опыт таких игр, как CoD: MW 19 и Fortnite, показал, что людям с разных платформ нравится играть друг с другом.
Конечно, до проведения киберспортивных мероприятий с использованием кроссплея по шутерам нам еще далеко, но это всего лишь вопрос времени и развития технологий, когда с течением времени способы управления на консоли и на ПК почти перестанут отличаться. А на данный момент тот факт, что именно столь серьезные шутеры внедряют такую функцию, как кроссплей, дает мне все основание полагать, что кроссплей ждет довольно-таки неплохое будущее…
Ну а что думаете вы по этому поводу, напишите в комментариях, что я мог упустить, где вы со мной согласны, а где нет. А также не забывайте подписываться, ставить лайки, ведь впереди нас еще ждет очень много интересного и годного контента.
Всем спасибо, что дочитали до конца! Всем удачи и до новых встреч!