
У российского правительства большие планы для создания неповторимого и непотопляемого суверенного российского игростроя, пример которого поднимет глобальный гейминг с колен.
В середине 2022 года российские геймеры получили удар в дыхло. Издатели включили региональные блокировки, игровые сервисы отказались принимать платежи в рублях, независимые разработчики подняли цены. Ушли My.Games, Wargaming и другие гиганты. Казалось, что дни геймдева в РФ сочтены.
Оказалось, упадок не только в РФ. Игры стали дороже, качество упало, привычные жанры просто исчезли. В основу многих проектов заложены не интересные идеи, а безжалостные схемы монетизации. Многие студии закрылись или были поглощены, а издатели устроили масштабные увольнения.
Главный тренд этого хаоса – разделение рынка между крупнейшими холдингами и корпорациями: за него бьются Sony, Microsoft, Embracer и Tencent. В мобильном сегменте царят Apple и Google, на периферии мелькают интересы Disney. А сделка между Microsoft и Activision Blizzard показала, что законы неспособны оставить мультимиллиардеров.
Разумеется, у российских властей свой взгляд на ситуацию. И в чем-то он справедлив. Нельзя отдавать российских геймеров на растерзание иностранцам! И деньги их тоже лучше оставить в стране, организовав адекватную альтернативу.
Портрет российского геймера

Геймеры – слишком растяжимое понятие. В США и Японии типичным геймером назовут владельца консоли. В Бразилии или Индии это в основном владельцы смартфонов. А в КНР это завсегдатаи компьютерных клубов и интернет-кафе.
Российские геймеры в этом плане соблюдают баланс – представлены и консоли, и смартфоны, и ПК. Они играют в гиперказуалки, собирают урожаи на фермах, настраивают внешность в аватариях, подгоняют Плотву и погружаются в различные соревновательные ПК-шутеры. А если не играют, то с удовольствием смотрят блогеров вроде Куплинова.
Кто будет спасать российский гейминг
К 2022 году Правительство РФ усвоило, что у него практически нет рычагов воздействия на самые трендовые месторождения денег – гейминг и вебкам. Не знаю, как решена проблема с вебкамом, но для игровых разработчиков нашлись интересные предложения.
- Открыт источник средств – нацпрограмма «Цифровая экономика». В 2020 году она перешла под управление Минцифры, а в 2022 году начала активно финансировать отечественные цифровых проектов.
- Влиятельные IT-персоны объединились в Институте развития интернета (ИРИ) и выдают всякие гранты. Кроме всего прочего, ИРИ выделил на российский ролевой экшен «Смуту» около 500 млн рублей, а также поддержал другие потенциально успешные проекты.
- Еще гранты разработчикам выдают Фонд содействия инновациям (ФСИ) и Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ).
- Представители российского геймдева и другие связанные с видеоиграми люди собрали Организацию развития видеоигровой индустрии (РВИ). Обещали что-то вроде «Фонда Кино» для видеоигр. Сейчас не очень похоже. Но спасибо за «Зал Славы».
- Активизировалась Федерация компьютерного спорта России (ФКС России). Точнее, активизировался организатор турниров Epic Esports Events – проводит турниры, собирает лиги и мероприятия, – но ФКС где-то рядом и уверенно осваивает киберспортивное поле.
- От ФКС откололась московская Межконтинентальная киберспортивная лига. Абсолютно неясно, чем она там занимается, но директор лиги активно критикует ФКС, а также продюсирует игры.
- Высшей точкой всей этой активности станут «Игры будущего» – международное фиджитал мероприятие, где компьютерный спорт смешан с классическим. Событие, видимо, встанет в один ряд с саудитскими турнирами Riyadh Masters и китайскими Летними Азиатскими Играми: обещан призовой фонд в 25 млн долларов, участие организаторов сочинской Олимпиады и пристальное внимание со стороны Кремля.
Первые большие проекты
К 2022 году стало понятно, что многие «наши» разработчики давно стали киприотами или мальтийцами. В том числе Mundfish, которая успешно выпустила шутер Atomic Heart, а заодно показала, как правильно вести вирусный маркетинг.
Также на Кипр частично переехала GSC Game World. И она тоже воспользовалась дорожкой Mundfish, став одним из флагманов Xbox, но без сексуализированных роботов-балерин и альбома хитов от Dvrst. Еще вспомним 4A Games, Owlcat Games, Saber Interactive, Battlestate Games, Gaijin Entertainment, Elverils, AurumDust и другие игровые компании. Греческий город Лимасол стал неофициальной столицей российского геймдева! Но про корни никто не забыл.
Те российские разработчики, кто сохранил присутствие РФ, подготовили несколько ААА-проектов на манер Mundfish. В первую очередь солидными бюджетами отмечены исторический экшен «Смута» (около 500 млн рублей) и ролевая игра Distortion (>100 млн долларов).
Обе игры отличаются необычными сеттингами, высокой планкой графики и совсем иной повесткой, связанной с благостными и здоровыми идеями. Ответственность за моральный облик поколения возложена на опытных разработчиков. Эти же проекты отметились грамотными коллаборациями с популярными блогерами, которые не продвигают декструктивные идеи. Например, к саундтреку Distortion приложат руку Radio Tapok и Leos Hellscream.
Подготовка к суверенитету

Сейчас правительство идет по пути США и Китая – поддерживает киберспорт, открывает новые фестивали и привлекает к работе новые компании, оставшиеся после ухода известных имен.
Другим важным событием необходимо отметить негласное одобрение пиратства и серого импорта железа, софта и видеоигр. В дело пошла классическая схема с раздачей грантов и разрешением использовать игры в качестве спортивного инвентаря.
Разумеется, это далеко не классическое пиратство – закон никто не нарушает. Организаторы получат средства от спонсоров, оплатят взносы в Единый агрегатор, откуда правообладатели могут в течение трех лет потребовать компенсацию. Если не потребуют, деньги пойдут на развитие индустрии или в казну ФКС, также пополняемую сборами с букмекеров.
Консолидация вокруг отечественных площадок
Спустя год лихорадки, ведущая роль в переориентировании отечественного геймдева перешла к VK Play и RuStore (тоже VK). Мобильный сегмент RuStore нам менее интересен в силу специфики сайта. Но вот чем сейчас занята VK Play в сфере геймдева:
- Открыла стриминговую платформу VK Play Live.
- Перехватила студию RuHub – теперь звезды российского киберспорта освещают различные региональные турниры.
- Приступила к активной поддержке цифрового игрового сервиса, где регулярно раздает видеоигры.
- Скупает оставшиеся площадки. К примеру, сменила название Yota Arena на «VK Play Арена».
- Активно поддерживает разработчиков видеоигр, предлагая рубли в обмен на эсклюзивность.
- Разрабатывает новый движок Nau Engine.
- Готовит новые кадры в сотрудничестве с российскими вузами.
Основа суверенитета – российский движок
Одна из основных идей стратегии развития российского игростроя – абсолютная независимость от глобалистов. Оно и понятно: основные движки созданы глобальными корпорациями, все основные торговые площадки контролируются корпорациями США. И проблема не только в спецслужбах или санкциях, но и аппетитах буржуев: они выжимают из клиентов все соки, придумывая новые подписки, ограничения и услуги.
Молодые российские разработчики выбирают Unreal Engine 5, пожилые все еще терзают Unity. У некоторых компаний на жестких дисках пылятся заброшенные оригинальные движки. У мобильных разработчиков опции шире, но тоже сводятся к ограниченному пулу возможностей. Поэтому команда «Ростеха» создает свой движок! Nau Engine должен стать удобным инструментом для независимых разработчиков и студий средней руки – таких за 2023 год в стране появилось более 50 штук. На ЗБТ движка записались более 8 тыс разработчиков! Возможно, большие компании тоже подтянутся и накидают пару быстрых, свежих и эксперементальных проектов.
Покорение новых рынков
Как понятно из других пунктов, у властей РФ есть планы на перерождение игровой индустрии. В ней должны появиться новые ААА-проекты с уклоном в патриотизм и продвижение порядочного образа жизни, пропаганды идей, которые оказывают благотворное влияние на геймеров. Что-то подобное заявление каждый первый чиновник, когда затрагивает тему.
Если взять за пример Atomic Heart, то в фундаменте финансового успеха одиночного шутера оказалась ориентация на западные страны с долларами и евро в кошельках. А как быть, если игра не сможет издаться в США и Европе?
В РФ разработчикам поможет VK Play. Обязательная предустановка приложений компании в телефоны обеспечит огромную мобильную аудиторию – в РФ около 80 млн геймеров на всех платформах. С ПК-юзерами развитие окажется сложнее, ведь их куда меньше, максимум 40 млн. Доля геймеров с продвинутыми игровыми системами еще меньше – бюджет в 100 млн долларов продажи в национальных границах не покроют никогда.
Это все понимают. Привилегии от государства не достанутся VK Play даром. В ближайшие несколько лет VK Play придется решить проблему сотрудничества со странами БРИКС. В первую очередь VK Play необходимо выйти на крупнейших в мире рынки: КНР (742 млн геймеров), Латинскую Америку (>300 млн геймеров) и Индию (до 400 млн геймеров).
Помогает VK Play та самая РВИ – ходят не очень достоверные слухи, что организация может получить у китайского правительства квоту на ежегодный релиз 15 российских игр. Вот китайцы удивятся саперу от Минобороны! Еще говорят, что вся та же РВИ смогла договориться о сотрудничестве с представителями корейской индустрии для повышения квалификации разработчиков, готовых окунуться в премиальный мир f2p и GaaS.

Самые ожидаемые игры в жанре Gacha для Android и PC 2023-2025
Не поверите, но еще остаются те, кто не следуют за примером Genshin Impact и делают свои гача-игры....
Тут возникает некоторый парадокс. Очевидно, что обычным китайцам, индусам и корейцам весьма неинтересны патриотические эпики про славян и вымученная достоевщина в формате темного фэнтази, на которые выделяются гранты. Меньше смысла, больше секса, веселых сетевых активностей и политически нейтрального контентачто хотят видеть замученные работяги восточного полушария после смены на заводе. Сложная задача, ее предстоит решить на уровне РВИ и кураторов из правительства.
Российские разработчики всегда умели делать игры, пускай и не всегда для себя. Раньше отечественный игрострой спотыкался об дефицит продюсеров и умелых организаторов, способных спасти проект от сумбурного подхода, хаоса идей и конфликтов между ведущими разработчиками. Такие есть! Да российские чиновники уже протянули руку помощи и набрасывают проекты вроде аналога The Sims в деревне и без ЛГБТ. Осуществимо? Конечно!
В ближайшую пятилетку хаос будет упорядочен и станет мощным потоком в русле контроля со стороны властей, которые способны вести игрострой вплоть до создания первый в истории видеоигровой госкорпорации. Уже дрожишь, Фил Спенсер?